Индия по-новому открывает для себя Беларусь

Путь за три моря

Вчера начался официальный визит Президента в Индию. Сегодня в Нью–Дели ожидается насыщенный переговорный день на высшем уровне. В повестке дня — встречи с Президентом и премьер–министром Индии, вице–президентом и министром иностранных дел, а также подписание важных двусторонних соглашений. А накануне в индийской столице прошел масштабный бизнес–форум с участием топ–менеджеров ведущих предприятий и компаний из Беларуси и Индии. Корреспондент «СБ» также побывал на этом мероприятии и узнал, чем белорусские гости удивили хозяев форума и почему огромная страна, вторая в мире по численности населения, все чаще выбирает себе партнеров из небольшой Беларуси.


Еще со времен СССР Индия нам хорошо знакома. Сказка Киплинга про Маугли, индийские чай и фильмы, слоны и йога (у них даже есть такое министерство — аюрведы, йоги, унани, сиддхи и натуропатии). Кто–то вспомнит еще про курорты на Гоа и площадь Бангалор в Минске. Лично для меня эта страна теперь крепко связана с невероятной тропической жарой. Даже глубоко за полночь столбик термометра в Нью–Дели устойчиво держится около тридцати-

градусной отметки. А днем солнце припекает так, что и сауны никакой не надо. Индийцам к такому испытанию не привыкать, но даже они нет–нет да и стараются укрыться в тени деревьев. Однако, завидев белорусских журналистов, выбегают навстречу, широко улыбаются, здороваются за руку и непременно просят сделать совместное селфи на память. Узнавая, откуда мы, с акцентом комментируют:

— Беларашен, Минск, Лукашенко? Вэри, вэри гуд.

Тем не менее Индия за последние годы настолько рванула вперед, что до сих пор остается самой быстрорастущей экономикой мира. По количеству транснациональных корпораций страна готовится обойти напористый Китай. В планах Нью–Дели — заключение Соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. И если учесть, что население Индии недавно перевалило за 1,3 миллиарда человек, понимаешь, насколько это огромный и перспективный для нас рынок.

Интерес к нему наглядно проявился на прошедшем бизнес–форуме. Время зарабатывать деньги для наших экспортеров самое подходящее. Сейчас в Индии набирает обороты амбициозная национальная программа «Делай в Индии». Правительство Нарендры Моди поставило задачу полностью трансформировать экономику и перевести ее на инновационные рельсы. Зеленый свет для инвестиций получили 25 секторов экономики: от авиации и энергетики до образования и туризма. Свою нишу нащупали здесь и наши машиностроители. Этим летом на индийской территории появилось совместное предприятие «Гомсельмаш–Индия». Даршан Рани, директор группы компаний Rana Group, о выборе партнера не сожалеет:

— В октябре в Индию доставят первые комбайны. На следующий год хотим купить продукции «Гомсельмаша» на 10 миллионов долларов. Вашу технику можно сравнить с мировыми брендами. Но у вас преимущество по цене, и это предопределило наш выбор. Конечная цель — создать полный цикл сборочного производства в Индии, чтобы выпускать продукцию не только на индийский рынок, но и в страны Африки.


В большом, но уютном конференц–зале пятизвездочного отеля ITS Maurya участники форума за чашкой ароматного и насыщенного индийского чая вели деловой разговор и обсуждали новые проекты. Заметно было, что кто–то из нашей делегации уже хорошо знаком с зарубежными партнерами, а кто–то приехал в надежде найти новых. В числе первых — гендиректор БелАЗа Петр Пархомчик. На форум он приехал в хорошем настроении, ведь после некоторой паузы наш автогигант снова возвращается на индийский рынок, и, похоже, уже навсегда:

— Индия входит в пятерку мировых лидеров по добыче угля, и они хотят увеличить добычу вдвое. Для нас это очень интересный рынок, емкость которого оценивается в 600 — 700 миллионов долларов. Будем создавать совместное предприятие по сборке наших самосвалов. В этом и следующем году индийская компания поставит 50 наших машин в Мозамбик. Рассчитываем также принять активное участие в тендере на поставку в Индию 250 тяжелых самосвалов.

В стадии обсуждения проект по производству тракторов. Бренд «Беларус» до сих пор популярен у местных фермеров, особенно в северных штатах, которые считаются индийской житницей.

Экономический бум в этой стране влечет за собой спрос на рабочие кадры. Для этого индийцы решили создавать центры профессионально–технической подготовки. Разработали даже целую госпрограмму — «Квалифицированная Индия». И снова белорусский опыт оказался востребованным. Содействие в создании таких центров окажет наш Республиканский институт профессионального образования. Официальный партнер РИПО Маниш Виг в успехе не сомневается:

— Будучи в Беларуси, я был приятно удивлен уровнем развития белорусской промышленности. У вас много инновационных разработок, которые могут быть нам полезны.

Новости с площадки бизнес–форума разлетались как горячие пирожки. Обо всем сразу не расскажешь. Но главный вывод очевиден: индийский бизнес увидел в Беларуси надежного и выгодного партнера. Уже к обеду было подписано с десяток договоров и контрактов.

konon@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter