Пустить в аллюр Пегаса

Владимир Провалинский — о песнях, спорте, любви и химии

Владимир Провалинский о песнях и спорте, любви и дружбе, крепкой руке и биоорганической химии

Такое редко случается, чтобы у юной художницы, которой всего пять лет, состоялась персональная выставка. Прошла она в Центре внешкольной работы «Светоч» Советского района столицы. На ней экспонировались 15 картин Анастасии Провалинской.

Я видел эти картины. Скажу честно: впечатляют. Вот и руководитель народной студии Владимир Щелкун, где занимается Настя, говорит: «Очень способный ребенок».

Увидел я и счастливые лица родителей юной художницы: заслуженного артиста Республики Беларусь, извест­ного певца Владимира Провалинского и обаятельной олимпийской чемпионки и чемпионки мира по толканию ядра Янины Провалинской-Корольчик. Собственно, они и пригласили меня на эту выставку, а точнее, Владимир Михайлович. Я собирался делать очерк о нем. А он в ответ: «Приходите на выставку, и вы поймете, о чем надо писать и в каком ракурсе».

И я понял: ракурс — детство. Именно тогда зажигалась звезда Владимира Провалинского (на снимке).

Бокс и песни

Был у Володи дед Матвей, он в деревне жил. Как только внук приезжал, тот сразу угощал его… цимбалами. Сажал к инструменту и начинал учить игре. Потом эти цимбалы подарил мальчику. А еще была у дедушки гармошка. Он классно играл на ней. И песни исполнял.

Надо отметить, любили петь все родственники, все дяди и тети Владимира. Когда собирались вместе — заслушаешься. И у матери голос особенный. Если бы судьба у Анастасии Матвеевны сложилась иначе, могла бы стать прекрасной певицей. Владимир убежден в этом. Недавно он ездил на день рождения матери. Ей исполнилось 86 лет. Годы не пощадили лицо, осанку. А голос остался прежним.

Да, у Анастасии Матвеевны могла быть другая судьба. Но у войны-злодейки свои колокола, свои законы. Да и в послевоенные годы радости было мало. На руках двое детей, сын и дочь. Их надо растить, кормить, воспитывать. И механик дорожно-эксплуатационного участка, как могла, исполняла свой материнский долг.

Анастасия Матвеевна никогда не краснела за детей. Хотя Володя не был паинькой, дрался, порой хулиганил. Но мальчишка на хорошие дела был настроен. Он даже в тимуровской команде состоял, помогал престарелым, ветеранам, больным людям. И обидчикам давал сдачи. Однажды знакомый парень ударил девушку. И такой за это удар получил, что не сразу оклемался. Рука у Провалинского была крепкая, накачана работой. С юных лет матери помогал, вместе со взрослыми строил и ремонтировал дороги, разгружал вагоны. Владимир Михайлович вспоминает:

— Заработаю рубль и с радостью несу маме. Она брала и плакала. То ли от радости, то ли от горестных мыслей. А еще любил я ходить в ночное, пасти лошадей ближайшего колхоза. Они были моей большой любовью. Я научился на них ездить, за­прягать. Они и сейчас мне дороги. Неспроста их Настя рисует.

Неспроста и жена у него — спортсменка. Володя серьезно боксом занимался. Увлечение это началось в Орше, продолжилось в Минске. В Минске занимался у заслуженного тренера Советского Союза Владимира Когана и у заслуженного тренера Беларуси Леонида Романенко. За «Динамо» выступал, за «Спартак». Был членом сборной команды Беларуси по боксу, участвовал в международных и всесоюзных соревнованиях, занимал призовые места.

А в это время и песни его за­звучали мощно. Представьте себе: сначала шел в спортивный зал, тренировался до соленого пота, молотил грушу или соперника, а затем, омывшись в душе, бежал в консерваторию. При ней в то время был ансамбль «Юность», Владимир Провалинский пел в нем. И начиналось иное действо. Два разных увлечения были в некой степени несовместимы. Что-то одно должно было победить, взять верх. Победила песня.

Лещенко

Помог случай, а конкретно одна встреча. Поехал Владимир отдыхать в Сочи, в международный лагерь «Спутник», принимал участие в концертах, пел. Вот там и заприметил его уже известный Лев Лещенко. Познакомились, разговорились.

— Песня породнила нас, — вспоминает Владимир Михайлович. — Вместе загорали, купались, на экскурсии ездили, ходили в город и в горы. Я был свидетелем того, как в Сочи зарождалась любовь Левы и будущей жены его Ирины. Она тоже в «Спутнике» отдыхала.

Со Львом Лещенко мы дружим и по сей день. Я часто гостил у него дома. С ним мы и на природе отдыхали, и в санатории ездили, и вместе выступали на концертах. У него большое сердце, он очень порядочный человек. Это глыба! Он многое сделал для меня, как и Иосиф Кобзон, как Владимир Винокур. Я всех их люблю и очень ценю.

Кстати, Лев Лещенко, услышав в Сочи, как я пою, сказал: «Надо тебе серьезно заниматься». И когда приехал в Минск с концертом, сразу познакомил меня с Игорем Лученком, попросив его: «Обрати на Володю внимание, может хороший певец быть». Лученок, побеседовав и послушав меня, сказал: «Надо петь профессионально». Он был в то время ректором консерватории и показал меня доценту Ксении Дроздовой. Она согласилась со мной заниматься. Кстати, все ее подопечные были девушки. А я среди них один парень. Ксения Алексеевна была хорошим педагогом. Я у нее семь лет учился. А концертмейстером у меня стал Николай Сердобов, сын народного артиста Беларуси Николая Сердобова. Я и сейчас хожу к нему в консерваторию, он дает уроки, мы занимаемся. Потом брал уроки у известного певца Владимира Бучеля. Интересная личность. О нем лестно даже Муслим Магомаев отзывался. Он ставил голос многим известным певцам. Сейчас живет в Москве. Но, когда приезжает сюда, беру у него уроки. Кстати, я и дома распеваюсь. Работаю над собой. На неделе по часу занимаюсь почти каждый день.

Лученок

Владимир Провалинский признается, что путевку в большую творческую жизнь дала ему песня «Соловьи Хатыни». Написал ее Игорь Лученок. Он показал ее молодому певцу. И она звучала потом по всей стране. Исполнялась она вместе с другими песнями Игоря Михайловича и на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, где Владимир стал лауреатом.

— Без Игоря Лученка я бы не состоялся как артист, — говорит обладатель завораживающего баритона. — Конечно, мне помогали Лещенко, Кобзон. Но они в Москве, а Игорь Михайлович рядом. Если вопросы какие-то, проблемы, обращался к нему. Отказов не было. Всегда доброжелательность и верная рука.

Я прекрасно знаю семью Игоря Михайловича, его жену Сашу, их детей Свету и Андрея. Они для меня как родные. Родными были для меня и родители композитора. Я часто бывал у них, когда ездил в Марьину Горку с концертами, когда Игорь звал с собой, приговаривая: «Поедем к маме и папе». Позвал он меня туда и в горестный день: Александре Герасимовне стало плохо. За­шли мы в дом, а над постелью матери по репродуктору на всю мощь звучит песня сына «Світанак»…

Поющий руководитель

Только не думайте, что Провалинский все время идет по земле, улыбаясь ветрам, и соловьем заливается. У него, как и у большинства людей, бури над головой гремели, недуг одолевал, завистники палки в колеса ставили. Но у Владимира Михайловича твердый характер, уверенная поступь и желание обязательно добиться поставленной цели.

За спиной армия, вуз, престижная работа. Почти 30 лет отданы Институту биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси. Он там был заместителем директора и поющим руководителем, которого уважали все.

— Мне помогало то, что я работал под руководством таких академиков, как Афанасий Ахрем, Олег Стрельчонок, Федор Лахвич. У меня самые теплые воспоминания о них и о коллективе, — отмечает Владимир Провалинский. — Наш институт занимался уникальными исследованиями по разным направлениям. В частности, по медицине, по сельскому хозяйству. Институт считался и считается одним из лучших на просторах СНГ. Но, несмотря на занятость, мне удавалось даже за рубеж ездить с концертами. Песни не мешали делу.

— Какие концерты особо помнятся, Владимир Михайлович, что греет душу?

— Первое мое знаковое выступление было в концертном зале «Россия» в Москве. Там я позже много раз выступал. Затем был Колонный зал Дома союзов, Концертный зал им. Чайковского. Где я только не работал, пел на всех концертных площадках бывшего Советского Союза и во многих странах Западной Европы. Не забыть мне поездки на Северный флот, на Тихий океан. Но самые запоминающиеся встречи у меня были в Тюмени. Туда нас с Игорем Михайловичем пригласили кинематографисты на фестиваль. Ролан Быков, Людмила Чурсина, Жанна Болотова, Николай Губенко, Евгений Матвеев, Ирина Мирошниченко, Елена Санаева, известные режиссеры. Приехал туда и Муслим Магомаев с Тамарой Синявской и с собачкой Чарли, приехала исполнительница цыганских песен Пономарева. Короче, собралась большая творческая бригада. Мы выступали на площадях, давали концерты. Это было красиво и незабываемо.

— Я знаю, Владимир Михайлович, что вы одним из первых отправились в Чернобыль?

— Да, поехали туда Виктор Стрельченя, заслуженный артист Беларуси, солист оперного театра, композитор Петр Альхимович. Были концерты, были встречи с ликвидаторами аварии. Мы награждены дипломами и грамотами за мужество и героизм. Но я никогда не просил удостоверение чернобыльца. Я ехал туда не за льготами, а по зову сердца.

— Свою малую родину не забываете?

— Люблю Оршу, не забываю свой деревянный родительский дом, который стоит на улице Могилевской недалеко от того места, где был произведен первый залп батареи «катюш» капитана Флерова. Сейчас там монумент высится. Приезжаю в родные места один. Приезжаю с творческими коллективами. В прошлом году выступал там с ансамблем песни и танца Вооруженных сил Беларуси, который возглавляет Владимир Воропаев. Мы в районе несколько концертов дали. Выступали и в Витебске. Хочу подчеркнуть, для сельчан, солдат, медиков и инвалидов я пою всегда бесплатно.

Янина

— Владимир Михайлович, семья ваша именитая. Вы поете, дочь рисует, жена в спорте больших высот добилась. Что для вас Янина?

— Она для меня, как в песне: «Вечаровая, зачарованая, закалыханая мая». Она подарила мне прекрасную дочь. Мы ее назвали в честь матери моей Анастасией. Я воспитываю ее. Когда маленькой была, гулял с ней по три-четыре часа еже­дневно. И сейчас она под моей опекой. Только не подумайте, что я лишаю Настю материнской ласки. Нет. Просто Янине надо постоянно тренироваться, выступать, чтобы быть в форме. И я помогаю жене. Сажусь за руль машины, везу ее туда, где проходят соревнования. Надо быть не только мужем, но и другом, поддерживать во всем. Она готовится к Олимпийским играм в Лондоне. Полоса неудач, я считаю, прошла. Янина выступала сейчас на Кубке Беларуси в Бресте, выиграла его. А впереди Кубок Европы, который пройдет в Стокгольме. Она тренируется еже­дневно, даже по субботам. А тренировки такие — 15 тонн металла поднимает! Прикиньте, какой вес! Мужчинам не по плечу. Но я не слышал от нее слова «устала».

— Владимир Михайлович, так, может, вам сейчас не до песен?

— И в армии, и на работе, как бы я ни был занят, всегда находил время для встреч со слушателями. А сейчас я занимаюсь только творчеством. Значит, надо всегда быть в форме и нести песни людям. В искусстве нельзя останавливаться, а надо двигаться вперед. Кто-то из великих говорил: «Пегас чаще идет шагом, чем скачет галопом». Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter