…Пусть меня научат!

«У меня растут года, // будет и семнадцать. //Где работать мне тогда, //чем заниматься?» Уж не знаю, изучают ли сейчас в школе стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», начальные строки из которого приведены выше, но проблема, озвученная знаменитым поэтом, ежегодно во всем своем сложном многообразии встает перед молодыми людьми обоих полов.

«У меня растут года, // будет и семнадцать. //Где работать мне тогда, //чем заниматься?» Уж не знаю, изучают ли сейчас в школе стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», начальные строки из которого приведены выше, но проблема, озвученная знаменитым поэтом, ежегодно во всем своем сложном многообразии встает перед молодыми людьми обоих полов.

«…Все работы хороши, выбирай на вкус!» – подытоживает краткий экскурс в различные профессии поэт. А какой же вкус у современной молодежи и главное – насколько он отвечает потребностям рынка труда?

В мире насчитывается порядка 40 тысяч профессий. Но в России наиболее востребованы сейчас квалифицированные рабочие. К примеру, в Санкт-Петербурге среди общего количества свободных рабочих мест преобладают вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 65%, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляют 34% от общего числа банка данных.

Однако при опросе учеников выпускных классов питерских школ ни один (!!!) человек не выказал желания обучаться какой-либо рабочей профессии.

Многие хотели бы работать в сфере информационных технологий, дизайна, менеджмента. Достаточной популярностью пользуются профессии – инженер, экономист, юрист. Наблюдается рост интереса к профессии журналиста. Стабильно высокая популярность профессии врача. Не забывают юноши и профессии военного, сотрудника правоохранительных органов.

А стране, что называется, позарез нужны слесари, токари, сварщики, электрики, механики.

Возможно, кто-то скажет, что, мол, во второй столице молодежь «зажралась», поэтому и пренебрегает рабочими специальностями. Однако подобная ситуация наблюдается по всей стране.

К примеру, в Алтайском крае местное руководство открыто признает, что профессиональные предпочтения молодежи противоречат потребностям рынка труда. По данным главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края, у подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. По результатам исследования, только 27% учащихся общеобразовательных учреждений, выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий.

Выпускники 11-х классов отдают предпочтение получению высшего образования, 67% выпускников 11-х классов выбирают учебу в высшем учебном заведении. И это несмотря на то, что на рынке труда востребованы в основном профессии, получаемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования (около 70% вакансий).

И опять вспомним классика: при перечислении в стихотворении профессий, в которые хотел бы пойти молодой человек, рефреном звучит фраза «… пусть меня научат». Однако учить и негде, и особенно некому. За последние два десятка лет в России была практически похоронена система профтехобразования. А заработная плата преподавателей профессионально-технических учебных заведений не превышает 7 тысяч рублей.

И это в то время, когда даже в престижном оборонном секторе экономики России средний возраст специалистов рабочих специальностей приближается к 50 годам. Руководство Самарского авиационного завода «Авиакор», несколько лет назад получив крупный заказ, было вынуждено обратиться к пенсионерам с просьбой выручить родное предприятие и выйти на работу.

По мнению чиновников, в профессиональной подготовке кадров для реального сектора экономики региона должны участвовать работодатели.

Директор Института современного развития Игорь Юргенс считает, что один из вариантов – приватизация профтехучилищ и привязка их к существующим крупным предприятиям.

Худо-бедно, но в России работает более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования, в них учатся более 2 миллионов человек. Но из выпускников этих учебных заведений лишь 15% работают по специальности.

Таким образом, обучить специалиста –  это полдела (судя по вышеприведенным цифрам, 1/7 дела), не менее важная задача – предоставить ему такие условия труда, чтобы он не «изменил» своей профессии. Как удержать молодого рабочего на предприятии?

Казалось бы, наиболее просто это сделать с помощью хорошей зарплаты. Два сектора экономики, нефтяники и газовики, могут это себе позволить, а остальные – весьма выборочно. Во времена СССР многие предприятия вели масштабное жилищное строительство, чего сейчас практически нет. И опять же психологический аспект профессии, ее престижность… Молодому человеку как-то неудобно говорить, что он токарь или слесарь и работает на заводе. Что делать, в многочисленных любовных сериалах на ТВ «принц» если уж не крупный предприниматель, то по меньшей мере талантливый компьютерщик или «рукастый» специалист по ремонту авто…  Вот и получается, что, поработав год-два на производстве, выпускник профтехучилища уходит в более социально важные и благозвучно звучащие профессии: автомеханик, охранник, личный водитель, логистик…

 Где хотят работать россияне

Допускались три варианта ответа (в процентах)

           2009 г.  2012 г.

Газпром  33  44
Роснефть  23  29
Сбербанк  19  25
Лукойл  14  16
РЖД (Российские железные дороги)  14  13
Энергетические компании
(ФСК ЕЭС, РусГидро и пр.)  9  12
Норильский никель  6  10
Аэрофлот  6  9
ВТБ/ВТБ 24  6  6
АвтоВАЗ  4  4
Росгосстрах  4  2
Билайн (Вымпелком)  4  1
Вимм-Билль-Данн  2  1
Русал  2  1
Другое  5  4
Затрудняюсь ответить  20  12

По данным ВЦИОМ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter