Гламур создали солдаты

Пуговицы в ряд

Если вы думаете, что гламур изобрели художники, дизайнеры, стилисты, визажисты, модельеры, то вы ошибаетесь. Разочарую. Гламур создали солдаты.
Если вы думаете, что гламур изобрели художники, дизайнеры, стилисты, визажисты, модельеры, то вы ошибаетесь. Разочарую. Гламур создали солдаты. Самые обычные солдаты, сержанты и ефрейторы — те, кому предписано присягой и воинскими уставами стойко переносить все тяготы и невзгоды. И не с загнивающего Запада он пришел, и не из-за океана прилетел, как многие свято верят.

Произошло рождение этого явления не сегодня, и даже не десять, двадцать лет назад, а намного раньше. Гламур зародился в народной гуще, в глубине, в той среде, где по определению ничего подобного появиться не могло. В холодных казармах, тесных каптерках, караулках с тараканами, гаражах, сушилках, окопах, боксах, кубриках, камбузах. На заснеженных танковых полигонах, на аэродромах, в шахтах с баллистическими ракетами, на подводных лодках и крейсерах, бороздящих моря и океаны. Ведь только там молодому человеку может прийти в голову неосознанное желание — прийти домой и заставить всех гражданских удивиться, восхититься собой, молодым, красивым и, самое главное, живым.
Ясное дело — с армейским “гламуром” как могли боролись отцы-командиры. Ретивые прапорщики-старшины, офицеры политотделов, замполиты, командиры рот и батальонов. Писались и зачитывались приказы, а самых ретивых наказывали, грозили гауптвахтой, и многие дембеля даже оказывались в холодных камерах и казематах караульных помещений, но — тщетно! Победить нарождающийся “дембельский гламур” не смогли.

Помню, как осенью 1984-го построили на плацу дембелей нашей бригады. Дело было в Москве, в столице одной шестой суши. Души и мысли бойцов уже были далеко отсюда, однако их тела еще стояли здесь. Командир увидел войско, и его серая папаха поднялась, а лицо налилось краснотой. Он кричал, как на пожаре, бегал перед строем и обрывал все, что висело на шинелях, а прапорщики с помощью клещей и фомки отдирали неуставные каблуки. Дембеля с трудом сдерживали скупые мужские слезы. Ведь полковник все испортил, сорвал выступление...

Долгими и короткими ночами в солдатских каптерках и казармах шились и перешивались кителя, перекраивались, утюжились клеша и галифе, полировались до зеркального состояния пряжки и пуговицы, клеились на шевроны блестки, выгибались кокарды, плелись аксельбанты толщиной в четыре парашютные стропы, заворачивались козырьки фуражек, увеличивалась их верхняя часть.

В дембельском прикиде не существовало мелочей. Прекрасным, удивительным, ласкающим и привлекающим взгляд должно было быть все. Каблук на сапоге — не меньше, чем в три пальца, а голенище — квадратное.

Дембеля соревновались даже в размере, содержании, выразительности не только одежды, но и татуировок. Эмблемы родов войск, номера воинских частей, щиты, мечи, орлы, рыси, драконы, тигры, танки и корабли, а также лица невест выбивались на плечах, груди, предплечьях. Не было тогда специальных машинок для нанесения таких модных сегодня татуировок. Не пользовались кольщики перчатками и обезболивающими медикаментами. Терпение и еще раз терпение для желающего получить вечную картинку. Примитивный агрегат, изготовленный из механической электробритвы, тушь, одеколон, марля... Боль и еще раз терпение. Каждый знает, что красота требует жертв.

Прошло несколько десятилетий, и то, что родилось за бетонными заборами армейских частей, вышло, выплеснулось на подиумы и сцены концертных залов, под яркие софиты.

ladzimir@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter