«Птица-тройка» евразийская

На прошлой неделе в Москве побывал с неофициальным рабочим визитом Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лидеры двух стран обсудили планы по созданию совместных предприятий в области транзита энергоресурсов, эффективному использованию космодрома Байконур и совместному обогащению уранового топлива.

Как известно, Казахстан располагает третью мировых запасов урана, в России же находится примерно половина мировых обогатительных мощностей. Программа совместного освоения урановых месторождений Казахстана предполагает добычу 6 тысяч тонн урана в год. В перспективе объединение атомных энергетических мощностей России и Казахстана обеспечит им очень выгодные конкурентные позиции.
Помимо традиционных соглашений в области экономики и энергетики стороны пришли к еще одному важному решению. Как заявил Президент Казахстана, страны постсоветского пространства готовы создать Евразийский экономический союз. «Думаю, определенная группа стран дозрела до того, чтобы идти по пути, по которому шла Европа», – сказал Нурсултан Назарбаев после переговоров с Владимиром Путиным в Кремле.
Таким образом, Россия получила стратегического союзника в деле создания политического конгломерата в качестве противовеса Европейскому союзу.
Передышка в бездумном российском вступлении в ВТО, формирование Таможенного союза и председательство Казахстана в СНГ – все это дает шанс для реализации нового интеграционного проекта на пространстве бывшего СССР. Мы десятилетиями на саммитах СНГ ссылались на мировой опыт, свидетельствующий о неизбежности интеграционных процессов в государствах-соседях. Но при этом постоянно топтались на месте.
Дело в том, что реальная интеграция идет лишь между странами с достаточно развитым и сопоставимым потенциалом. В СНГ к таким странам можно отнести только Россию, Украину, Беларусь. И, разумеется, стремительно растущий Казахстан. Для уверенного продвижения вперед необходимо иметь в Содружестве крепкий «кулак» интеграции. Это самый важный фактор для успешного объединения национальных хозяйств.
Поэтому «евразийская тройка» – Астана, Москва и Минск – объективно может и должна стать таким интеграционным ядром на постсоветском пространстве. Кроме того, в Содружестве больше просто некому позаботиться о тысячелетней земле наших предков. Как самые сильные, мы должны взять ответственность за будущее Центральной Евразии на себя.
Новые транспортные пути от Тихого океана до Европы через территорию России, Беларуси и Казахстана – это навек соединяющие нас скрепы. Кроме того, будущее председательство в ОБСЕ с 2009 года и новые маршруты трубопроводов в ЕС требуют все более активного участия Казахстана в европейской части Евразии. Уже сегодня стратегические казахстанские грузы, такие как уголь, зерно, руда и металлы, проходят через российскую территорию. Реализация многих пунктов Стратегии развития Казахстана также выходит за рамки внутренней экономики. Получается, что нам всем жизненно необходим надгосударственный контур управления, например, в форме Единого экономического пространства.
Неслучайно, что именно председательство Казахстана в СНГ дало новый импульс к постсоветской интеграции. Три государства Содружества – Россия, Казахстан и Беларусь – уже выступили на предыдущем саммите в Сочи с инициативой об образовании Таможенного союза как первого реального шага на пути полноценного объединения. Это был глубоко продуманный ход. В рамках Таможенного союза наши страны могут вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях. Появляется возможность установления внутренних – между участниками Таможенного союза – таможенных пошлин, налоговых каникул, дотаций для сельского хозяйства. Частные выгоды от такого регионального союза многообразны.
Наша «евразийская тройка» – Россия, Казахстан и Беларусь – это крупный мировой игрок. Ведь вместе мы обладаем более чем 80 процентами экономического потенциала СССР. И очевидно, что только вместе мы сможем конвертировать наши естественные геоэкономические преимущества в виде дешевых энергоресурсов и выгодного месторасположения в конкурентоспособный общемировой транспорт.
То есть превратить наш видимый недостаток – большие расстояния – в неоспоримое достоинство.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter