«Пташук прозвал меня Андреем Первозванным»

В один из дней на улице к нему подошла женщина и предложила сняться в массовке. Так будущий актер и режиссер Андрей Голубев оказался на студии «Беларусьфильм»

Ему пророчили спортивную карьеру. Родители — спортсмены, с детства Андрей Голубев серьезно занимался греко-римской борьбой. Однако после окончания школы он отправился из Минска в Калининград поступать в высшее военное инженерное училище. Благодаря отличным спортивным данным поступил легко, потом учился с интересом и, как сегодня сам говорит, наверное, стал бы неплохим офицером. Но грянул развал Союза, а вместе с ним и единой армии. Многие офицеры подали в отставку. Он тоже ушел с последнего курса. Отслужил срочную и вернулся в родной Минск. А потом в один из дней на улице к нему подошла женщина и предложила сняться в массовке. Так будущий актер и режиссер Андрей ГОЛУБЕВ (на снимке) оказался на студии «Беларусьфильм». 

— Андрей, значит, не было юношеской мечты о мире кино? 

— Кто в юности об этом не мечтает! Но тогда я не видел для себя способа туда попасть. В школе-то учился не очень хорошо — спортсмен, о поступлении в какой-нибудь из театральных вузов речи не шло. Так что мой путь в кино начался сразу со съемочной площадки. В 19 лет я попал на фильм Юрия Марухина «Мать Урагана», познакомился там с гомельскими каскадерами, и один из них — Сергей Каторженко стал моим крестным отцом в этом деле. С того времени мой каскадерский стаж уже 12 лет. 

— Правда ли, что вы собирались покорять Голливуд? 

— Это было еще до поступления в академию искусств. В 90-е годы, когда установилось затишье в кино и профессия каскадера перестала меня  кормить, я собрался во Французский легион. За это спасибо Эльдару Рязанову. Как-то увидел передачу с его фильмом о Франции, о легионе и решил, что мое место там, среди настоящих мужчин. А после контракта и 5 лет службы я думал получить французский паспорт и с ним отправиться покорять американскую «фабрику грез» в качестве каскадера. Но все получилось гораздо проще. В легионе я не нашел того, чего искал, вернулся через полгода. А Голливуд скоро сам приехал в Минск в лице американских режиссеров, в чьих проектах я снимался на «Беларусьфильме» и как каскадер, и как актер в эпизодах. 

— А как  дошло дело до режиссуры? 

— К тому времени мне было 27 лет, я уже был влюблен в кинодело, начал писать истории, рассказы, планируя когда-нибудь их снять. И случайно узнал, что курс в нашей Академии искусств набирает Михаил Пташук. 

— Говорят, буквально вломились к нему в кабинет — возьмите меня. 

— Нет, нахально не ломился. Я просто зашел сказать, что хотел бы поступить, вообще, узнать, какие условия приема и стоит ли мне пытаться. На что, собственно, получил от ворот поворот. Вышел, потоптался под  дверью и снова зашел — стал убеждать, что хочу и могу. Пташук сказал: пробуй, поступай. Поступал на общих основаниях. 

— Чем сразили мэтра? 

— Наверное, Михаил Николаевич заметил нужную для профессии черту в моем характере. Для режиссера далеко не самое главное — быть суперхудожником. В первую очередь он должен уметь поднять, увлечь и повести за собой людей. Михаил Николаевич почему-то даже прозвал меня Андреем Первозванным. 

— Какой главный урок вы вынесли из общения с мастером? 

— Думаю, главное в том, что я получил от него энергетику, заряд, который искал и благодаря которому иду дальше. Если честно, то урок не заканчивался, он продолжается. Я считаю себя не художником, а ремесленником, не чураюсь никакой работы на съемочной площадке. Я люблю кино и знаю, как его делать. 

— Тем не менее с 2004-го, после окончания академии, вам, дипломированному режиссеру-постановщику, президентскому стипендиату, автору нескольких короткометражных картин, отмеченных на международных кинофестивалях, работы на киностудии не нашлось… 

— Это правда. В прошлом году на работу нынешний генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Заметалин взял меня, по сути, с улицы, и я получил возможность снять свой первый полнометражный фильм «Чаклун и Румба». До этого обо мне никто не вспоминал. Если честно, я и диплом забрал из академии только в прошлом году, потому что все это время он мне не был нужен. 

— Чем вас, молодого режиссера, привлекло произведение советского кинодраматурга Евгения Оноприенко «Чаклун и Румба»? 

— Здесь тоже целая история. Эта киноповесть попалась мне на глаза еще во время учебы в академии. Михаил Николаевич часто давал нам задание рыться в библиотеках и искать старые советские киносценарии, которые не были поставлены. Так я нашел «Чаклуна и Румбу» и был поражен  искренностью этой истории, бесхитростностью ее главного героя. В погоне за компьютерными и прочими спецэффектами кинематографисты часто  забывают о лучших традициях советского кино. Конечно, есть классные фильмы в Америке, но есть и хорошая старая, советская школа кино. Мне она близка. Помню, как из-за этого на кинофестивале «Киношок» московские критики громили мою курсовую работу «Время гона», которая стала потом призером нескольких фестивалей. Ее назвали совдеповщиной и шукшиновщиной, после чего я понял, что они правы и что я горжусь, раз в моей работе заметны аналогии со стилистикой выдающегося мастера кино. В своих картинах я как раз и хотел бы продолжать и укреплять это направление. Когда-то давно, когда модно было гадать, я тоже не удержался, сходил, спросил о будущем. Гадалка ответила: «Ты должен этот мир сделать красивым». Так вот я хочу, чтобы мои фильмы, мои герои изменяли к лучшему этот мир, людей, их жизнь и поступки. 

— Для тех, кому еще предстоит познакомиться с вашей дебютной  картиной «Чаклун и Румба», — о чем фильм? 

— О любви, о доброте, о преданности, о дружбе. Действие происходит в 1944—45-х годах в Пруссии. Сержант Федор Чаклун — сапер, Румба — его верная овчарка. Вместе им предстоит немало пережить на дорогах войны. Но фильм не о войне, он о людях и отношениях. Я старался снять простую, душевную картину, добрую, с положительной энергетикой, интересную и детям, и взрослым. 

В роли Чаклуна — известный питерский актер Андрей Федорцов. Я рад, что Андрей согласился сниматься, он много привнес в этот образ, много над ним работал. Мне недавно звонили из Питера и говорили: он всем рассказывает, что Чаклун — его самая любимая роль в кино, потому что он сыграл своего деда, который прошел всю войну сапером. 

Известный актер Николай Чиндяйкин, мой комдив, брат по оружию по фильму «На безымянной высоте», где мы играли вместе, снимался в «Чаклуне и Румбе» бесплатно, откликнувшись на мое приглашение. Так поступают настоящие мастера. Для меня это тоже урок дружбы и доверия. В картине заняты замечательные белорусские актеры Алексей Шедько, Александр Ткаченок, Владимир Мищанчук, Анатолий Терпицкий и многие другие. Главную героиню сыграла Оля Рептух, это ее дебют в большом кино. Я благодарен всем, кто со мной работал, и прошу прощения у тех белорусских актеров, кого мне не удалось снять: история лаконичная. Но в следующих фильмах обязательно сниму. 

— Уже есть планы? 

— Готовлюсь к следующему проекту — «Преданная» по роману Николая Иванова «Черные береты». Это будет просто бомба. Моя тематика — развал Союза, развал армии — больная тема для многих, особенно для офицеров. 

— А как дела с вашим фильмом «Башня» — римейком киноповести Александра Александрова, который вы начали снимать после окончания академии за собственные средства? 

— Работаем уже третий год. Я благодарен белорусским актерам, которые все еще терпят меня, Алле Пролич, Анжеле Кораблевой, Анне Маланкиной, еще одному моему крестному папе в кино Владимиру Васильевичу Гостюхину. Это человек, который наполняет меня энергетикой, у которого я подпитываюсь в прямом и переносном смысле — иногда в безденежье к нему захаживаю. Сейчас, конечно, не пошел бы на такую авантюру — кинуться снимать полный метр за свои деньги… Но, думаю, в следующем году закончим этот фильм, сделаем премьеру. Кстати, официальная премьера фильма «Чаклун и Румба» состоится в середине декабря. На фестивальный экран вышла первая копия картины, еще не озвученная «Долби», так что, как минимум, месяца полтора над этим нужно работать. 

— А не смущало, что в конкурсе рядом с вашей только что вышедшей из производства картиной фильмы, уже по нескольку раз награжденные самыми престижными мировыми кинофорумами? 

— Мне за свою работу не стыдно. Наверное, что-то можно было сделать лучше, если бы… Но, думаю, по большей части я сделал ее профессионально. А  что касается титулов, то с первых своих работ я начал получать призы и бывать на кинофестивалях. Для меня самое главное, чтобы мой фильм принимал зритель. 

-------------------------------

Наша счастливая семерка 

Сегодня вечером пройдет торжественная церемония закрытия XIV Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад-2007» и награждение картин-победителей конкурса и их создателей. Со сцены   Дворца Республики свой вердикт огласят жюри кинематографистов и кинопрессы, будут названы лучшие фильмы — фавориты зрительских симпатий, которых ждут фестивальные награды «Лiстапада». 

Между тем обладатель специального приза газеты «Рэспублiка», который в этом году учрежден в седьмой раз, уже известен. Это молодой белорусский режиссер Андрей Голубев, автор конкурсной картины «Чаклун и Румба». 

Напомним, что в прежние годы призерами «Рэспублiкi» на «Лiстападзе» становились белорусские актеры Анжела Кораблева, Владимир Гостюхин, Анатолий Кот, Владимир Иванов, сценарист Светлана Шафранская, композитор Виктор Копытько. С сегодняшнего дня к ним присоединяется режиссер Андрей Голубев. Между прочим, «Рэспублiка» уже вполне может снимать свое кино. Обратите внимание: с нами целая кинематографическая команда с набором всех необходимых профессий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter