В Купаловском театре прошла премьера спектакля "Войцек"

Психоделу – время, потехе – час

На Камерной сцене Национального академического театра им. Я.Купалы прошла премьера спектакля «Войцек» по незавершенной драме немецкого автора Георга Бюхнера в постановке не ищущего легких путей режиссера–экспериментатора Юрия Дивакова. Хотя в программке он значится как Юра, тыкать режиссеру, соорудившему на сцене подобный психоделический гиньоль, мне не позволяет вера в завтрашний день белорусского театра. Он непременно настанет. И будет светлым и радостным в отличие от довольно мрачной премьеры.

Подивиться фантазии Дивакова тут есть повод, и не один. В центре сцены красуется красный череп, как бы напоминающий о бренности всего сущего, актриса Светлана Аникей все время норовит удариться в жесточайший тверкинг с соответствующими телодвижениями, актер Роман Подоляко в некоторых сценах ходит в экстравагантном красном чулке на голове, Александр Молчанов метеором проносится по пространству зала и с криком «Дай пять!» хлопает натруженной актерской ладонью о длань сидевшего в зале в тот вечер режиссера Александра Гарцуева. Фигуры тревожных черных зайцев с красными ушами, молчаливых свидетелей происходящего, расставляют то так, то эдак на полу. Зритель напряженно вытягивает шею, чтобы разгадать потаенный смысл этой расстановки заячьих сил. Продвинутой музыкальной атмосфере стоит сказать отдельное спасибо. За нее отвечают тут музыкант театрального оркестра Эрик Орлов и актер Дмитрий Есеневич, время от времени берущий в руки гитару. Живая музыка, электроника, пафосное акапельное пение в прологе и финале — бодрый саундтрек у нынешнего «Войцека»! Видимо, вдохновленные музыкой, актеры время от времени переходят на визг, нечленораздельное рычание, прыгают, носятся по залу, оголяются до трусов. Сам сюжет о несчастном, забитом жизнью солдате Войцеке, решившемся на убийство жены из ревности, тонет в этом потоке нервных телодвижений, всхлипов, криков, рыданий, ворчаний и шепота... Вносят смуту в ряды зрителей и экстравагантные эклектичные костюмы, которые вполне можно себе представить на сцене какого–нибудь певческого конкурса, например, «Евровидения».

Актер и режиссер Юрий Диваков и раньше заявлял о себе как о крайне разностороннем театральном человеке. Талантливо и ярко сыграл Гамлета в одноименном спектакле главного режиссера Могилевского областного театра кукол Игоря Казакова. Поставил оригинальный спектакль FABLE по басням Лафонтена в Гомельском областном театре кукол. Спектакль принимал участие в IX Международном фестивале театров кукол в Минске. Там же выпустил комедию с элементами черного юмора «Плих и Плюх» по одноименному произведению Вильгельма Буша в переводе Даниила Хармса, посвященную столетию дадаизма...

Диваков — театрал новой формации: яркий, мятущийся, ищущий. Его напор подавляет, он мыслит нестандартно, непредсказуемо, далек от штампов. Он весел и последователен в этой своей веселости. Его глумливый расхристанный «Войцек» можно воспринимать как эксперимент, который не приводит ни к какому конкретному результату. В предложенной образной системе невозможно испытать ни катарсис, ни разочарование. Только удивление. Спектакль скользит по поверхности, не погружаясь в суть, водит зрителя за нос. Все время бежит вперед, обещая потрясение в следующей сцене, но никакого потрясения так и не наступает.

Немецкий режиссер Моника Добровляньска когда–то ставила «Войцека» в Минске с Олегом Гарбузом, Анной Хитрик, Светланой Аникей, Александром Молчановым и другими актерами. Это было аскетичное, сдержанное, но вполне эмоциональное прочтение. Поэтичное и лаконичное кино «Войцек» когда–то снял немецкий режиссер Вернер Херцог. В нынешнем спектакле главенствуют хаос, ощутимый перебор в звуках, движении, эмоциях. Спектакль — испытание на прочность и актеров, и зрителей. Давно не чувствовал себя подопытным кроликом в руках последователя дадаизма.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter