Тяжелейшие травмы позвоночника: бездумная удаль дорого обошлась уже десяткам ныряльщиков

Прыжок в инвалидное кресло

В  палатах отделения реанимации всегда светло. А еще здесь, как нигде больше, можно созерцать самые неожиданные контрасты и свидетельства того, насколько хрупка человеческая жизнь. Вековая старушка с горбом на спине гипнотизирует персонал неподвижными глазами. А на соседней койке симпатичный молодой человек, несмотря на трахеостому в горле (трубку, помогающую ему дышать), пытается прохрипеть врачу о своем состоянии, пошевелить пальцами… Правда, ноги все еще не слушаются его команд. В глазах парня немое безумие и неприятие происходящего, ведь еще недавно он веселился и резвился на озере.

По статистике, 90 процентов ныряльщиков находятся в состоянии алкогольного опьянения
Фото Александра СТАДУБА

Дело  случая


Парень тридцати лет поступил в РНПЦ травматологии и ортопедии в тяжелом состоянии неделю назад. Ему поставили диагноз — нарушение проводимости спинного мозга вследствие перелома позвоночника — и тут же экстренно прооперировали. Как оказалось, неудачно нырнул на Чижовском водохранилище.

— На данный момент состояние пациента тяжелое, вопрос стоит о жизни и смерти, — делится далеко не оптимистичными новостями врач-нейрохирург Андрей Малашенко. — Обычно в таких случаях больные долгое время находятся в реанимации, а из больницы, в лучшем случае, уезжают на инвалидной коляске. Это самая тяжелая категория пациентов.

Вообще, ежегодно в медучреждения страны поступают несколько десятков пациентов с тяжелыми повреждениями позвоночника после неудачной попытки позабавиться на водоеме. Как правило, это травма шейного либо поясничного отделов, осложненная неврологическими нарушениями. Зачастую подобные повреждения трудно совместимы с жизнью. К счастью, с каждым годом таких пациентов становится все меньше, а их выживаемость значительно повышается — за счет своевременного оказания первой медицинской помощи и переоснащения отделений интенсивной терапии.
Андрей МАЗУРЕНКО


— Кроме тяжелых травм позвоночника у ныряльщиков часто встречаются открытые черепно-мозговые травмы. Люди прыгают с высоты и ударяются о камни, бревна и арматуру, которые оказываются на дне не приспособленных для купания водоемов, — рассказывает о наиболее распространенных травмах у любителей понырять заведующий лабораторией травматических повреждений позвоночника и спинного мозга кандидат медицинских наук, доцент Андрей Мазуренко. — Ныряние вниз ногами может закончиться порезами либо переломами нижних конечностей. Головой — вплоть до летального исхода.

Если с порезами и ссадинами справиться вполне реально, то инновационных методов для регенерации спинного мозга, увы, пока не найдено. То есть, говоря откровенно, поставить человека на ноги после серьезного перелома позвоночника все еще остается для медиков непосильной задачей.

Рисуем социальный  портрет


— Проблема в том, что ныряльщики в основном молодого, цветущего возраста — примерно от 18 до 22 лет. Женщин среди них крайне мало. Это люди, еще не пожившие вдоволь, только закончившие колледж или институт, получившие награду либо недавно назначенные на должность. У кого-то жена родила — и они отправились семьей на пляж отдохнуть, кто-то свадьбу отмечал. Ситуации самые разные, — посвящает в подробности заведующий оперблоком РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Кандыбо. — За одну секунду человек лишается активной жизни, и начинается жизнь под присмотром родных. В том случае, конечно, если ему удалось выжить.

По оперативным данным ОСВОДа, за семь месяцев в стране от утопления погибло 218 человек. Статистика показательная, но в нее, увы, не попадают данные, сколько утопленников сиганули очертя голову с высоты в воду, сломав себе шею и потеряв сознание.

Увы, 90 процентов как умерших, так и выживших ныряльщиков находились в состоянии алкогольного опьянения.   
Основная задача при операциях на позвоночнике у ныряльщиков — стабилизировать поврежденный отдел  

Скорость  решает  все

Чаще пострадавшего на воде реанимирует служба ОСВОДа либо забирает с места ЧП и везет в учреждение здравоохранения «скорая помощь». В лабораторию травматических повреждений позвоночника и спинного мозга РНПЦ травматологии и ортопедии попадают, в первую очередь, ныряльщики с минских и близлежащих к городу водоемов. Недавно подобное специализированное отделение на 40 коек открылось в Гомельской областной больнице. В остальных регионах тоже есть подготовленные травматологи и нейрохирурги, которые могут оказать специализированную медицинскую помощь при экстренных тяжелых травмах позвоночника. Но в большинстве случаев пациенты с переломом позвоночника нетранспортабельны, поэтому врачам приходится, не мешкая, выбывать в регионы. Состояние больного зачастую усугубляется нейрогенным шоком, низким давлением, снижением сердечной функции — он прикован к аппарату искусственной вентиляции легких.   

— На месте мы делаем снимок позвоночника, а затем в зависимости от диагноза оперируем: удаляем осколки, фиксируем титановыми пластинами позвонки. Основная задача — стабилизировать поврежденный отдел, — углубляется в медицинские нюансы Андрей Мазуренко. — Сами методики операций постоянно совершенствуются, изменяются в лучшую сторону и фиксаторы, и узлы их крепления.

В этом году через РНПЦ травматологии и ортопедии прошло около 20 тяжелых ныряльщиков. Аналогичных пациентов без неврологических нарушений даже не считают — их намного больше. К счастью, смертельных случаев не зафиксировано.

Если у больного после операции на позвоночнике не наблюдается неврологическое восстановление в первые 2—3 суток, то дальнейший прогноз, к сожалению, неблагоприятный. Врачи стараются сообщать объективную картину родным пострадавшего. Самому ныряльщику всю правду в лоб не говорят: человек тут же впадет в депрессию, будет наплевательски относиться к рекомендациям специалистов, перестанет бороться за жизнь.

Потом пациенты после таких тяжелых травм поступают в отделение медицинской реабилитации и пытаются адаптироваться к совершенно новым условиям жизни, пережить как посттравматический, так и моральный шок. Одни приспосабливаются к удаленной работе за компьютером, другие устраиваются даже таксистами на автомобилях с ручным управлением…

Просто  повезло


Роману 36 лет. Мужчина встречает нас с массивным бандажом на шее. Он прибыл в республиканский центр из Брестской области.  

— Выехали в выходные с семьей на местный пляж. В этом году плавали первый раз, но с озером знакомы, сколько себя помним. Баловался с детьми на глубине чуть выше колена, неудачно нырнул, голова пошла между рук, и я ударился лбом о землю, — с недоверием делится историей Роман. — Шею сразу же кольнуло, но боль проявилась только наутро. Оказалось, перелом пятого позвонка.

Мужчина признается, что ему невероятно повезло. На второй день после операции он уже бегал по отделению. Еще пару дней — и его отпустят домой, причем на своих ногах. К сожалению, такими счастливчиками оказываются далеко не все ныряльщики. Роман знает одно: больше головой вниз во время купания сигать он не будет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter