Прямое сообщение

Вчера Александр Лукашенко встретился один на один со своим азербайджанским коллегой...

Из Минска в Баку сегодня можно долететь без пересадки. Помнится мне, в 2006 году, когда Ильхам Алиев впервые приезжал в Беларусь (это был его первый визит к нам), прямого авиасообщения еще не было. Президенты, понятное дело, летают персональными бортами, но для шести тысяч азербайджанцев, живущих в Беларуси, открытие нового регулярного рейса было большим событием. Да и у белорусов в последнее время появилось гораздо больше интересов в Закавказье... Вчера Александр Лукашенко снова встретился один на один со своим азербайджанским коллегой. Как выразился Президент, у него с Ильхамом Алиевым «получается нормальный диалог».


...Вчера рано утром в Баку произошло небольшое землетрясение. Магнитудой 3 балла. Это как, спросите? Поинтересуйтесь у студентов, которые занимаются в главном корпусе Белгосуниверситета, — они испытывают похожие ощущения каждый раз, когда через станцию «Площадь Ленина» проходит поезд метрополитена. В общем, землетрясение не такое сильное, но достаточное, чтобы немножко встряхнуть. Небольшая встряска — это как раз то, что сегодня нужно и белорусско–азербайджанским отношениям.


«Все что мы определили ранее, мы выполняем в короткий срок и качественно, — заметил г-н Алиев на встрече. — Надеюсь, что ваш визит в нашу страну даст еще более сильный толчок сотрудничеству. Мы открываем новые, очень перспективные сферы: энергетика, сельское хозяйство, строительство».


За прошедшие несколько лет в Баку множество изменений, и если бы не тысячелетняя «Девичья башня», то Баку довольно сложно было бы узнать.


«Везде краны, везде идет стройка», — Александр Лукашенко вчера не скрывал своего восхищения кипучей деятельностью.


Минск намерен построить в партнерской стране несколько заводов по производству стройматериалов. А наши строители готовы включиться в работу вместе с азербайджанцами.


Мне кажется, что без дела в Баку строители в любом случае не сидели бы. На слуху масштабная реконструкция знаменитого Приморского бульвара, который только что отметил свой столетний юбилей. Сейчас длина улицы с парком составляет 4 километра, а через несколько лет планируется протянуть ее на 25 километров, вдоль всей Бакинской бухты. Белорусские специалисты уже отправили городским властям свой проект и ждут ответа...


В качестве шутки на тему строительства мне здесь рассказали такую историю. В Баку уже начали подыскивать площадку под новый концертный зал, который смог бы принять «Евровидение» в следующем году, но как–то не сложилось. Пятое место Сафуры в Осло расценили как большое разочарование.


Азербайджан вкладывает большие деньги в свое позиционирование в Европе. Наверное, все видели броскую рекламу по «Евроньюс». Но это только видимая часть айсберга.


Как по мне, то массово привлечь сюда туристов будет сложновато. Я до поездки читал, что Баку признан самым дорогим в СНГ городом для командировок, и могу подтвердить это. При наших суточных 20 долларах обычная шоколадка в магазине стоит 2 — 3 евро. Здесь почти все привозное. В качестве отступления отмечу, что Азербайджан сейчас вкладывает миллиард долларов в год в развитие своего сельского хозяйства. И в этом деле опыт белорусов, говорят азербайджанцы, будет очень кстати. Мы собираемся построить в этой стране пилотный агрогородок...


Но если простому смертному путешественнику в Баку дорого, то для западных бизнес–туристов — это одно из самых популярных направлений.


У каждой страны свои достопримечательности. У Азербайджана — нефтяные вышки. Я, конечно, утрирую. Это живописная страна с древней историей, голубым Каспием, сочными фруктами и гостеприимным народом. Но железные башенки, которыми утыкан весь Апшеронский полуостров, — действительно являются достопримечательностью. Дело в том, что первая в мире нефтяная скважина была пробурена 14 июля 1848 года именно в Баку.


Сегодня в стране добывается около 55 миллионов тонн нефти в год и около 30 миллиардов кубометров газа. Владимир Маяковский посвятил Баку одно из своих стихотворений, в котором есть такие строчки: «По тебе машинами вздыхают миллиарды поршней и колес. Поцелуют и опять целуют, не стихая, маслом, нефтью, тихо и взасос...» Азербайджан, кроме того, является и ключевой транзитной страной — только Казахстан планирует в ближайшие несколько лет увеличить прокачку нефти через Баку до 56 миллионов тонн в год, т.е. даже больше, чем добывает сам Азербайджан. А на другом берегу озера–моря еще богатейшие месторождения Туркменистана...


В дни визита Александра Лукашенко в Баку проходила ежегодная международная нефтегазовая конференция. О том внимании, которое уделяется Азербайджану, говорит тот факт, что свое приветствие участникам мероприятия прислала Хиллари Клинтон. «Азербайджан развивается как важный и надежный поставщик энергетических ресурсов, — поет дифирамбы госсекретарь. — Баку в дальнейшей разработке энергоресурсов всегда может найти надежного партнера в лице США... Мы гордимся тем, что являемся вашим партнером». Со дня на день в Азербайджане ждут приезда министра обороны Роберта Гейтса.


Соединенные Штаты сами не кормятся на азербайджанских нефтяных полях, но они заинтересованы, чтобы Европа не впадала в зависимость от одного поставщика — России. Москва, понятное дело, заинтересована и делает все возможное, чтобы завязать все потоки каспийских углеводородов на себя...


Минск и Баку отмечают повышающуюся роль энергетических запасов Каспийского региона в обеспечении международной энергетической безопасности и подтверждают значимость диверсификации путей доставок углеводородов на мировые рынки. Беларусь сейчас заинтересована в получении нефти из других источников, кроме традиционного российского. Это необходимо для обеспечения безопасности. После введения Москвой экспортной пошлины на нефть для Беларуси есть у поставок из других стран и экономическое обоснование.


Рассматриваются различные варианты сотрудничества двух стран в нефтяном секторе. Раньше поговаривали о возможности самостоятельной добычи белорусами азербайджанского «черного золота». Сейчас, по словам посла нашей страны в Баку Николая Пацкевича, изучается возможность поставок через Украину. Возможен обмен: наша венесуэльская нефть идет в США, азербайджанские углеводороды — на белорусские НПЗ. Министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, в свою очередь, отмечает: «Азербайджан рассматривает Беларусь как плацдарм для выхода на рынки стран Балтии. Республика обладает уникальными транзитными возможностями».


Сейчас в нашей торговле наблюдается дисбаланс. Из 125 миллионов долларов товарооборота более 90 процентов — наш экспорт. Поставки нефти могли бы исправить ситуацию...


Но хотя эта тема по понятным причинам привлекла к себе самое большое внимание обозревателей, это далеко не все, что объединяет две страны. В Азербайджане множатся белорусские производства. Там уже собираются наши тракторы и грузовики. Идет работа над созданием сборочных производств лифтов и комбайнов. Минск и Баку вчера продемонстрировали твердое желание наращивать сотрудничество по всем направлениям.


Баку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter