Пруха на марше

"Cетевые войны" Александра Зимовского

 

"Cетевые войны" Александра Зимовского

 

Во многих дискуссиях о влиянии телевидения на умы граждан мне приходится сталкиваться с довольно–таки устоявшимся мнением: контроль над электронными СМИ гарантирует и полное политическое доминирование. Во всяком случае, именно наличием (отсутствием) такого контроля объясняются политические успехи (неудачи). Полагают также, что именно с помощью телевидения выстроены политические модели белорусского «авторитарного режима» и российской авторитарной, но «суверенной демократии».


Категорически соглашаясь с уникальной ролью телевидения в деле поддержания стабильности и выстраивания системы связей, отмечу следующее. В практическом (и не только для телевидения) смысле в России мы имеем дело с обществом, которое от белорусского уже заметно отличается. Реально для анализа можно взять реакцию российского общества и элиты на несколько всем известных и радостных событий мая — победу «Зенита» над Rangers F.C., «золото» в ЧМ–2008 по хоккею, финал Лиги чемпионов в «Лужниках» и победу Дм.Билана на «Евровидении». Наиболее сильный образ обновленной самооценки российского общества нашел комментатор ВГТРК Дм.Губерниев: «...всероссийская пруха продолжается!»


Во всех перечисленных случаях телевидение предоставляло лишь трансляционные услуги — за фасадом «прухи» скрыты, по моему мнению, совсем другие механизмы — финансовые и организационные. Контрольным пакетом акций ФК «Зенит» владеет «Газпром», а скамейка спонсоров клуба едва ли короче его скамейки запасных. Р.Абрамович за пять лет владения Chelsea F.C. вложил в него более 1 млрд. долларов. Его соперник Manchester United оценивается в 1,8 млрд. долларов и считается самым дорогим спортивным клубом в мире. На организацию и проведение финального матча Москва потратила 227 млн. долларов. Вливания в российский хоккей за последние годы вполне сопоставимы с этими цифрами. И только цена нынешнего триумфа на «Евровидении» пока остается закрытой для публики.


В индустрию развлечений, вплотную связанную с телевидением, в соседней стране вкладываются вполне серьезные деньги. Заработки уже раскрученных звезд легко переваливают за миллион долларов в год. Для создания нового альбома Валерии, сингл которого стартовал в Лондоне в середине мая, привлекли и бывшего участника группы Bee Gees, и продюсера легендарной Queen, и автора композиций для Avril Lavigne и Gwen Stefani. Альбом, по информации продюсера И.Пригожина, обошелся почти в 2 млн. фунтов.


Довольно много российских болельщиков запросто позволяют себе появляться на трибунах стадионов не только в Европе, но и на других континентах. Билеты в VIP–ложу на финал ЧМ–2007 по хоккею продавались по 150 тысяч российских рублей, а цена билетов «с рук» накануне матча в «Лужниках» доходила до 3.000 евро. Зрелища становятся статусными, и общество, за исключением группки снобов и/или интеллектуалов, легко привыкает к успехам спортсменов, поп–идолов, а заодно и их владельцев.


По результатам исследования ФОМ, экономическая стабильность и упорядоченные правила ведения бизнеса, «помноженные» на внятную политическую конъюнктуру, привели к появлению в РФ слоя людей, которые не знают (и даже не помнят) другого времени, кроме спокойного и предсказуемого. Они склонны к разумному планированию, но и не из тех, кто откладывает на черный день. Эти люди инициативны, желают делать карьеру, расти профессионально, они прагматики и конформисты. Судя по всему, новая элита России заметила перемены. И первыми на это среагировали электронные СМИ, настойчиво убеждающие быстро меняющееся общество в том, что пруха must go on.


Александр ЗИМОВСКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter