Скрипачка Екатерина Мищанчук и ее сын Никон - семейный дуэт и достойные продолжатели творческой династии

Пройти по струне

Скрипачка Екатерина Мищанчук — представительница известной творческой династии. Родители — актеры театра и кино, ведущие мастера сцены: доцент кафедры мастерства актера Людмила Кучеренко и заслуженный артист, декан театрального факультета академии искусств Владимир Мищанчук. Сама Екатерина училась в Москве, работала в «Вивальди–оркестре» под управлением народной артистки России Светланы Безродной, в оркестре Юрия Башмета «Новая Россия», но 6 лет назад вернулась в Минск. Почему? Потому что подрастает третье поколение в этой замечательной семье — 13–летний сын Никон, тоже скрипач, лауреат международных конкурсов и стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.



— Я уезжала в Москву, когда мне было 15 лет, — вспоминает Катя. — В Минске училась в музыкальной гимназии–колледже при консерватории у педагога Йовы Йордановой, приехавшей к нам на пару лет из Болгарии. Я буквально влюбилась в этого преподавателя, занималась по 7 часов в день, по выходным, так она меня заинтересовала музыкой. Затем она уехала преподавать в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Как я скучала! Йову Ивановну заменил прекрасный педагог, но я была к ней чисто по–человечески очень привязана. Звонила ей в Москву и говорила: хочу у вас учиться! И через два года начала готовить программу для поступления в ЦМШ при Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

При этом в подростковом возрасте у Кати Мищанчук была еще одна любовь — кино, что естественно для дочери актеров. Так, например, она снималась на «Беларусьфильме» в картине Диамары Нижниковской «Крест милосердия», играла поэтессу Алоизу Пашкевич в возрасте 12 — 13 лет. В той же ленте, к слову, играл молодой Александр Домогаров. Екатерина о несложившейся карьере актрисы не жалеет:

— Мне очень нравилось кино, я это любила, но скрипка взяла верх. Помню, снималась в одном из фильмов и все время говорила режиссеру: сегодня не могу, у меня сольфеджио, у меня оркестр... Приходила на площадку только в свободное время. И когда появилась возможность поступить в ЦМШ, я не колебалась. Хотя мое портфолио до сих пор лежит на киностудии в фотокартотеке.



Так 15–летняя Катя приняла осознанное и самое серьезное в жизни решение — и оказалась в общежитии Центральной музыкальной школы. Поселили ее вместе с другими девочками–белорусками — и на несколько лет заботой быстро скооперировавшихся родителей стали еженедельные передачи в Москву: живущим вдали от дома детям со знакомыми проводниками отправляли домашнюю еду. Владимир Мищанчук до сих пор вспоминает, как они с женой поездом систематически отсылали дочери жареных кур, пирожки, банки и кастрюли с разной домашней вкуснятиной.

Потом были знаменитая академия музыки им. Гнесиных, учеба и работа в оркестрах, конкурс, сыгранный в коллектив Юрия Башмета, и почти десять плодотворных лет с «Новой Россией», с мастером мирового уровня. Принимать решение, быть или не быть, пришлось, когда появился сын.

— Жизнь в оркестре Юрия Башмета была очень интересная, — Екатерина для коллектива и его руководителя не жалеет добрых слов. — Это было замечательное время! Много значит для меня и личность самого Юрия Абрамовича, с большим теплом вспоминаю и нашего уникального директора — Роберта Евгеньевича Бушкова, отца дирижера Евгения Бушкова. Роберт Евгеньевич всем был как отец, помогал решать проблемы, всех поддерживал и любил. Мне очень приятно потрясающе человечное отношение: в декретном отпуске я жила в Минске, меня не было три года, но я вернулась в Москву, в оркестр — и мое место было свободно. И до сих пор, когда Юрий Абрамович приезжает в Минск, мы очень тепло общаемся.

Забрать сына в Москву Екатерина так и не решилась. И цены на аренду жилья кусаются, и найти хорошую няню — проблема, и таскать с собой ребенка до ночи по студиям и репетиционным залам — не вариант. Многие музыканты оставляют детей дедушкам и бабушкам, а сами зарабатывают, живя в отрыве от семьи. Годы жизни в разлуке Екатерина до сих пор считает самыми трудными:

— Это очень тяжело, невозможно! Никон начал подрастать, понимал, что я работаю в другом городе, и каждый мой приезд говорил: «Мама, я тебя больше не отпущу». Он скучал, и мне это передавалось, я сама скучала — и это передавалось ему.

Решение пришло естественно: пора возвращаться домой. При том, что все друзья детства разлетелись по свету и в Минске востребованная московская скрипачка практически никого не знала.

— По сути, я приехала, как в другую страну. Всю жизнь пришлось строить заново. Когда возвращалась, знала только, что в Минске работает Евгений Бушков и дирижирует Государственным камерным оркестром. Он был единственным моим знакомым, и других вариантов, кроме как обратиться к нему, не было. Это не значит, что я пришла и попросила взять меня на работу, — нет, я играла очень серьезный конкурс, в котором участвовало много хороших музыкантов. Первое время после возвращения пришлось очень нелегко: год ушел на адаптацию. Помогало то, что я вместе с ребенком, и поддержка родителей. Я знала, что должна рассуждать прежде всего как мать. Растить ребенка в Беларуси гораздо спокойнее и безопаснее, чем в Москве с ее огромными пробками и потоками людей в метро, это был один из решающих аргументов.

Сегодня, шесть лет спустя после возращения на родину, Екатерина Мищанчук — солистка Государственного камерного оркестра Беларуси, первая скрипка и художественный руководитель Минского струнного квартета, педагог Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской государственной академии музыки и счастливая мать замечательного сына.

— Мы вместе с Никоном выступаем на концертах, у нас есть не один уже дуэт, и это здорово! — радуется Екатерина. — Я довольна тем, как здесь все сложилось: работаю в прекрасном оркестре с потрясающими людьми, играю в замечательном квартете, у меня хорошие ученики. И самое главное — рядом мой сын и мои родители, уникальные, самые важные в жизни люди.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter