Пройдусь по Привлекательной, сверну я на Уютную…

А  о  ком  или  о  чем  говорит  название — Кэчевский  переулок?

А  о  ком  или  о  чем  говорит  название — Кэчевский  переулок? 

Как-то прогуливаясь по столичному микрорайону Сухарево, забрела на улицу Янковского. Стала ломать голову: в честь кого из известных нам однофамильцев она названа? Позже оказалось, что таким образом увековечен белорусский языковед, автор множества научных работ и словарей профессор Федор Михайлович Янковский. Правда, узнать это было непросто. В названии улиц вообще все не так уж и просто. 

«Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…» — поет Юрий Антонов. И поет, видимо, в том числе и о Минске. Во всяком случае, в белорусской столице есть такие улицы. Солнечная, Уютная, Приветливая, Вересковая… Не правда ли, красивые названия? Кстати, есть в городе и улица Красивая (в районе метро «Институт культуры»). Вряд ли найдутся недовольные такими названиями. Но как вам Экскаваторная, Огородницкая, Колхозная, Землемерная, Детдомовская?.. Или Кэчевский переулок. Он, между прочим, между Васильковой и Сиреневой находится. Неплохо было бы дать им иные «имена». Но… 

— Переименование – это очень дорогое удовольствие, так как влечет за собой большие расходы: на замену аншлагов (табличек с адресами. – Авт.), юридических адресов, переоформление техпаспортов и т.д., — говорит главный специалист отдела культурно-просветительной работы управления культуры Мингорисполкома Инна Петелько. – Приведу лишь один пример. Комиссия по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей Минска рассмотрела и приняла предложение нескольких организаций о присвоении статуса проспекта улице Притыцкого. Только на замену аншлагов необходимо двадцать пять миллионов рублей. И это лишь небольшая часть расходов. 

Словом, с переименованием улиц все сложно. Оставим эту мечту. Волнует еще такой момент. Скажем, знаете ли вы кто такие Макаенок, Короткевич, Богданович, Мележ и Дунин-Марцинкевич? Правильно, белорусские писатели. А Матвеев, Михайлов, Павлов, Семенов? Сомневаетесь? Это почти как в случае с Янковским: фамилия распространенная и вроде знакомая, но в честь кого названа улица – непонятно. На некоторых улицах, чаще всего новых, в последние годы стали появляться памятные доски с данными о человеке, чье имя ей присвоено. Но еще добрая сотня, можно сказать, остается «неопознанной». 

— Сегодня действительно бывает трудно сказать, в честь кого названа та или иная улица. Приходится поднимать архивные документы, — соглашается Инна Владимировна. – Раньше эта процедура была упрощена. Сейчас для нас главное – заслуги перед обществом и страной. 

Кстати, о заслугах. В столице в названиях улиц увековечено очень много героев войны, не обижены писатели, государственные деятели. Но несправедливо, что обойдены вниманием многие заслуженные люди искусства и ученые, ушедшие из жизни. Например, Стефания Станюта, Зинаида Броварская, Евгений Глебов, Анатолий Богатырев… Они, между прочим, все «народные». 

— На рассмотрение комиссии вносится около трех десятков предложений, — рассказывает Инна Петелько. – Это в основном герои войны, общественные деятели. С инициативой назвать улицы их именами выступают ветеранские организации, общественные объединения, различные предприятия, администрации районов и даже родственники. 

Тех самых «народных» в списке не оказалось. Звоню в Национальный академический драматический театр имени М. Горького и Национальный академический театр имени Я. Купалы. Там, оказывается, с такой инициативой никогда не выступали. Причина? Считают это дело безнадежным. А зря. По словам Инны Петелько, рассматриваются все предложения по названию улиц. Другой вопрос, что иногда появления улицы приходится ждать годами. Как это было с Григорием Ширмой. Предложение назвать улицу его именем поступило давно. Но только в 2008 году нашлось место. 

— Мы стараемся формировать микрорайоны по определенному принципу, — сообщила собеседница. – Например, Брилевичи. Там появились улицы Яна Чечета, Наполеона Орды и Ежи Гедройца. Все они внесли определенный вклад в развитие белорусской культуры. Так же и с Ширмой. Около улиц Янковского и Горецкого появилась новая, ее и назвали именем известного культурного деятеля. Думаю, это логично. 

Но вернемся к Брилевичам. Долгое время все были убеждены ,что новый микрорайон будет назван в честь улицы Дружбы, которая там находилась. Но в последний момент исследователи установили, что на том месте еще в XI—XII веках существовало поселение под названием Брилевичи, так же именовалась и деревня, позже выросшая там. Поэтому и было принято решение вернуть местности ее первоначальное «имя». Ведь топонимический и исторический признаки – главные в определении названия. 

Так и в случае с Каменной Горкой. Сейчас идет активная застройка этого микрорайона, соответственно появляются новые улицы. Называются они Каменогорская, Казимировская и Неманская. В двух первых случаях по названиям некогда существовавших там деревень, в последнем — в связи с протекающей там речкой, которая впадает в Неман. 

Все действительно логично. Но как быть с великими актерами, режиссерами, композиторами, учеными? Инна Владимировна в данном случае особых проблем не видит. Во время заседания комиссии ее участники (это представители различных сфер деятельности) предлагают свои списки достойных людей, дают обоснования. Не исключено, что кто-то может вступиться за тех же Станюту и Броварскую. Ведь как было бы здорово, если бы в столице появился, скажем, пусть и небольшой «актерский» район! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter