Провинция? Столица!

Материал, с которым мы знакомим читателей в сегодняшнем выпуске рубрики, по–настоящему уникальный. Это публикация в журнале «Огонек» № 9 (205) от 27 февраля 1927 года под заголовком «Минск, столица Белоруссии» автора М.Тарловского. Статья написана в приязненном и доброжелательном ключе, хотя не без налета легкой иронии и несколько снисходительного тона. Давайте вместе почитаем наиболее яркие места из описания Минска более чем 90–летней давности:


«700 километров отделяют столицу Советской Белоруссии, Минск, от столицы Советского Союза — Москвы. И только 30 километров отделяют Минск от польской границы. От этого город кажется как бы обращенным на восток, затылком к западу. По рельсам, по проводам, бегущим между Минском и Москвой, перекатываются волны взаимного живого общения. Рельсы, убегающие на запад, к Негорелому, поблескивают холодом и официальностью. Оживление соединительной магистрали Минск — Москва сменяется сосредоточенной дипломатической тишиной линии Москва — граница».

Вступление достаточно образное и в определенной мере политизированное.

Наш вокзал своим видом разочаровал гостя:

«Странный вокзал. Деревянный, почти сарай. Был он когда–то каменным, но, подобно многим зданиям города, был разрушен в годы войны. Другой минский вокзал, вокзал харьковской ветви, был тоже разрушен, но его удалось восстановить».

Автобусная остановка у железнодорожного вокзала.

Наверное, вокзал странный еще и потому, что:

«Менск» — так гласит белорусская надпись на здании вокзала. А под нею название Минска выведено на трех языках: русском, польском и еврейском». Дальше разъясняется: «Белоруссы, русские, поляки и евреи — основное население Минска. Сейчас, как и перед мировой войною, в Минске 120.000 жителей. 40% жителей — белоруссы, 50 с лишним проц. — евреи, остальные — русские и поляки». Судя по всему, традиционный и привычный для белорусских земель «интернационал» для гостя оказался в диковинку.

Что касается разрушений:

«Минск сильно пострадал в свое время от военных действий. Еще в пору империалистической войны немцы избрали этот город мишенью для своих воздушных набегов. По словам жителей, германские аэропланы появлялись тогда над городом ежедневно с такой аккуратностью, что по ним можно было проверять часы. Несколько раз город переходил из рук в руки. Бои, и очень ожесточенные притом, происходили на улицах. И сейчас, проходя по этим самым улицам, невольно удивляешься тому, как мало сравнительно осталось следов разрушений. Но это об’ясняется тем, что Минск быстро восстанавливается: на месте разрушенных особняков строятся новые большие дома — общежития».

Белорусский государственный театр.

И вот своеобразный паспорт города:

«Минск растянулся на 8 километров с севера на юг и на 6 километров с востока на запад. Длина его окружности равняется 30 километрам. Но все это обширное пространство, за исключением небольшого сравнительно центра, застроено низенькими деревянными домами и похоже, скорее, на предместье, чем на город. Однако центральная часть с полным правом может носить название города. Тут улицы прямые, довольно широкие и застроены большими зданиями (хотя 6–этажный дом на площади Свободы — бывшая Соборная, теперь «пляц Волi» — считается в Минске «небоскребом»). А один перекресток (угол Ленинской и Советской улиц) даже очень напоминает московские перекрестки своим движением, оживленностью и деловитостью».

Самое высокое здание Минска. Шестиэтажная гостиница «Европа».

Теперь особенности:
Один из залов Белорусского государственного музея.

«Грязь в Минске старая, выдержанная. Досталась она минскому коммун. хозяйству от дореволюционных времен. Ей благоприятствует очень многое: прежде всего, климат местности — сырой, слякотный, переменчивый. Затем, скверное качество минских мостовых, а местами и полное их отсутствие. Далее — особые свойства тротуаров, которыми в Минске служат деревянные мостки. Те самые деревянные мостки, которые когда–то покрывали и московские улицы. И, наконец, самый ретивый пособник минской грязи — это ужасная городская канализация. Собственно, канализации в том смысле, как ее понимают в больших городах, Минск никогда не знал — просто вдоль всех его улиц, по обеим их сторонам, прорыты канавки, по которым зимою и летом текут сточные воды. Эти зеленоватые струи отнюдь не способствуют очищению минского воздуха. А жаль — воздух в Минске мог бы быть очень хороший. По всему городу и вокруг него разбросано множество зеленых пространств. Лучший в городе сад, омываемый тихой Свислочью — это солидный клин подлинной окрестной природы, врывающейся почти в самый центр города.

Особенной грязью пропитана старая часть города, населенная мелкими ремесленниками. В этой части протекает речка Немига, когда–то славная, и, как предполагают, та самая, которую воспел автор «Слова о полку Игореве». Ведь Минск существует не менее 900 лет, и его история чрезвычайно богата, хотя материальных памятников этой истории в Минске сохранилось очень немного. ...В настоящее время на значительном протяжении ведутся капитальные работы по заключению этой злосчастной речушки в трубу, подобно Московской Неглинке».

Городской парк.

Ладно, по поводу грязи — без обид. Во–первых, грязь–то у нас непростая — «выдержанная» :). А во–вторых, современный Минск по чистоте даст фору многим европейским столицам. Завидуйте, господа, и равняйтесь.

Минский рынок.

«В скором времени в Минске начнется постройка электрического трамвая. А пока по улицам бегают вагоны конки, под оглушительный колокольный звон и крики вагоновожатого. Звон предназначается для прохожих, а крики для «двигательного мотора», который состоит из двух «лошадиных сил».

...Приезжий человек, если бы он полюбопытствовал с’ездить конкой на Троицкую гору (одна из окраин), был бы поражен оригинальным способом переправки пассажиров через Свислочь, где недавно ремонтировался мост. Вагон останавливался у какого–то дома, кондуктор об’являл «пересадку», пересчитывал своих пассажиров, как цыплят, и говорил им властным тоном — «идите за мной». После этого он вел их в ворота дома, проводил двором, залитым большую часть года жирною и глубокою грязью, и выводил на берег Свислочи, где взорам пересадочников открывался мост, а за ним вагон конки, терпеливо их дожидавшийся».

Литейный цех машиностроительного завода «Энергия».

Кроме конки, по городу курсирует несколько маленьких автобусов. Останавливаются они где угодно и когда угодно, по желанию публики:

«Поэтому некоторыми шутниками не рекомендуется прикасаться рукою к шляпе или к носу, когда проходишь по улице, в виду приближающегося автобуса: предупредительный шофер может это принять за попытку к сигналу и остановить машину.
Белорусский государственный еврейский театр.

Но шутки шутками, а главное вот в чем: в Минске есть нечто такое, за что ему прощается его техническая отсталость от других столиц. Это — его роль очага белорусской культуры.

...государственный университет, институт белорусской культуры, государственный музей («Беларускi Дзяржаўны Музей»), Белорусский театр («Першы Беларускi Дзяржаўны тэатр») и его студия, клубы, школы, библиотеки и т.д. — отовсюду брыжжет новая национальная культура. Она развивается стремительно и бурно, как растение, которое не только нашло для себя благоприятную почву, но которое к тому же усердно культивируется. ...названные нами учреждения могут удивлять и удивляют, потому что и университет, и музей созданы только после революции.

Они существуют как определенные реальные ценности не только в белорусском, но и во всесоюзном масштабе.

...В Минске издается газета «Звезда» на русском языке и газета «Савецкая Беларусь» на белорусском. Печатается много белорусских книг...

Еще несколько слов о минской промышленности. В ней занято около 4.000 человек. Три дрожжевых завода и большой пивной «бровар» поставляют свои изделия за пределы Белоруссии. Чугунно–литейный завод «Энергия» обслуживает местные нужды.

Так уживаются в одной внешней оболочке два противоречащих друг другу города. Минск — провинция и Минск — столица».

Что ж, хотя автор публикации, несмотря на все его старания, не смог до конца разобраться с определением статусности Минска, будем благодарны ему за ту память, которую он оставил о нашем любимом городе.

Владимир ЛИХОДЕДОВ.

likchodedov@mail.ru

Галина УЛИТЕНОК.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter