Проверочная работа

Письмо в редакцию

Уважаемая редакция!


К вам обращаются работники закрытого акционерного общества «Витебский завод полимерных изделий». Наше предприятие на протяжении девяти лет занимается вопросами минимизации образования и захоронения твердых коммунальных и производственных отходов.


Из собранных и переработанных полимерных отходов предприятие выпускает полиэтиленовую пленку и вторичное полимерное сырье. Все это, помимо реализации на внутреннем рынке, успешно продается и за пределы страны — партнерам из Литвы, Таджикистана, Украины и России. Чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо увеличивать мощности со 100 тонн в месяц до 220 тонн. Но как можно думать о развитии производства, когда нас ежегодно проверяют 10 контролирующих органов! Еще не так сложно, когда комплексная плановая проверка налоговой инспекции Октябрьского района Витебска, охватывающая период в три года, продолжается 20 дней. Но когда Комитет госконтроля Витебской области лишь один год нашей финансовой деятельности проверяет более 7 месяцев... Начав проверку в конце мая 2009–го, контролеры четырежды требовали провести инвентаризацию, отвлекали специалистов завода от основной работы, вызывали их в управление департамента финансовых расследований. Многие, не выдержав морального прессинга, уволились. У нас сменилось 3 главных бухгалтера, ушли со своих должностей директор, бухгалтер, экономист, кладовщик — опытные специалисты, некоторые обучались в Германии. Такой текучести кадров не было никогда! У нас работают 146 человек. Практически половина пришла по направлению областного центра занятости. Многие являются так называемыми обязанными лицами. Это — родители, которые должны платить за своих детей, находящихся на содержании государства. Контингент не из легких, но мы сработались. Сейчас, когда люди узнают о ситуации на заводе, к нам вообще никто не хочет устраиваться. Тут уже не о развитии приходится думать, а о том, как сохранить предприятие.


Мы уже получили акт проверки. С ним не согласны и будем оспаривать его в установленном порядке. Арестован расчетный счет завода. Это значит, что предприятие не сможет выплатить зарплату работникам в полном объеме. В Минске арестован наш склад с продукцией на 250 миллионов рублей. Мы допускаем, что в бухгалтерии у нас не все идеально. Но ведь сейчас предприятие не может нормально работать, а значит — не в состоянии производить платежи в бюджет. По этому поводу мы неоднократно писали в различные инстанции, но полученные ответы носили формальный характер и не решали сути проблемы. Чтобы привлечь внимание руководства страны и общественности к сложившейся ситуации, решились написать в вашу газету. Надеемся, это поможет.


Коллектив ЗАО «Витебский завод полимерных изделий» (всего 95 подписей).


Факт и Комментарий


Елена Слыш, заместитель председателя Комитета госконтроля Витебской области:


— Это не первая коллективная жалоба, которую организует руководство ЗАО «Витебский завод полимерных изделий». По предыдущим жалобам я выезжала на предприятие, поэтому уверена, что в письме изложена точка зрения администрации, а не рядовых членов коллектива. С вопросами назначения, продления и проведения проверки разбирались специалисты Комитета госконтроля страны и сотрудники департамента финансовых расследований. Никаких нарушений актов законодательства с нашей стороны они не отметили. Нас упрекают, что мы едва ли не парализовали деятельность предприятия. Почему тогда во время проведения проверки среднемесячный объем выпуска полиэтиленовой пленки составил 109 тонн, а в остальные периоды 2009–го — 71 тонну? Можно предположить, что не вся произведенная продукция учитывалась. Как не учитывалась и ее реализация. Это было установлено проверкой. В один момент на заводе нам перестали предоставлять документы (именно поэтому проверка была приостановлена), и чтобы их иметь, пришлось подключить правоохранительные органы. Когда часть документов мы получили из России, стало ясно, что туда вывезли 140 тонн полиэтилена на сумму 5 миллионов российских рублей без учета этой операции. И это далеко не единственное нарушение. По итогам проверки возбуждено 5 уголовных дел. В том числе — против бывшего директора Сергея Галыкина, который в настоящее время скрывается. Я не исключаю, что, организуя написание коллективных жалоб во все инстанции, администрация ЗАО преследует определенную цель. Мы уже сталкивались с ситуацией, когда предприниматели, чтобы не платить большие суммы налогов и штрафов, начисленные по результатам проверки (а ВЗПИ только налогов предстоит уплатить в бюджет более 180 миллионов рублей), объявляли о ликвидации своего предприятия. Возможно, в Витебске работников готовят к похожему повороту событий. А вся шумиха с жалобами и прессой нужна лишь для того, чтобы создать иллюзию, что виноваты не руководители предприятия, а контролирующие органы.


От редакции


Письмо с Витебского завода полимерных изделий и комментарий областного Комитета госконтроля в определенном смысле заостряют одну очень важную проблему, которую совсем недавно Президент обозначил такими словами: «Не надо отвлекать людей от работы, не мешайте руководителям предприятий и бизнесу в это серьезное время». Витебская коллизия еще раз красноречиво подтверждает простой факт: вопросы совершенствования стиля работы еще далеки от желаемого уровня...


До суда никто не осмелится назвать бывшего директора завода, в отношении которого возбуждено уголовное дело, преступником. Понятно также, что оперативные работники и следствие имели фактический материал, чтобы предъявить руководителю и другим должностным лицам предприятия обвинение. Все это если и подлежит сомнению, то разве что для самих подследственных и их адвокатов — редакция на этом этапе событий неправомочна выносить какие–то суждения.


Но нельзя согласиться с тем, что семь месяцев проверок — дело нормальное и даже рутинное. «СБ» не раз выступала на эти темы, подчеркивала, что даже самая углубленная проверка должна проводиться и тщательно, и оперативно, потому что трудовые коллективы должны еще, кроме всего, ритмично работать и выпускать продукцию. Эти строки адресованы отнюдь не  специалистам областного госконтроля, контекст темы гораздо шире. Кто только не проверяет в течение года наши предприятия, кто только не требует от них разнообразной «информации», чем только не заполняются трудовые будни сгорбленных бухгалтеров? Проверяют работники МЧС, ведомственные КРУ, вневедомственная охрана, всевозможные инспекции, правоохранительные органы — да разве можно всех перечислить! Не успеет иногда закрыться дверь за одной комиссией, как ее открывает другая. И самое главное, что у каждого «проверяющего» на самом видном месте висит воображаемый бейдж «Да здравствует дебюрократизация!».


Все это было бы смешно, кабы не было так грустно...


Ясно и другое. Сегодня руководители предприятий — люди современные, тертые орешки и хорошо освоили тактику и стратегию подковерной борьбы. «Вы на нас проверку, а мы в ответ — «коллективку!» — посмотрим еще, чья возьмет!


Вот и получается, что директор завода в «бегах», а из его людей кто–то обходит цехи и ищет «подписантов». Находит и бомбардирует «инстанции». Поскольку дуэль может затянуться, а вместе с ней, глядишь, и актуальность проблемы пропадет.


Самое плохое заключается в этих сюжетах, что во время атак–контратак многие люди вообще перестают работать и, шагая за проходную, равнодушно–разочарованно машут рукой... Чего, дескать, вообще, стараться?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter