“Процесс мироздания еще не закончился”,

— считает настоятель православного прихода в поселке Боровляны под Минском отец Андрей Крутелев и тоже в нем участвует — строит уже пятый храм Боровляны... Этот населенный пункт в десяти километрах от столицы ассоциируется прежде всего с болью и страданием. В нем располагаются семь больниц. Онкология, туберкулез, гепатиты — типичные диагнозы для боровлянских пациентов. Надо ли говорить, как они нуждаются в духовной помощи.

Протоиерей Андрей Крутелев никогда не думал, что станет священником. Он из нерелигиозной семьи и в детстве мечтал стать... пастухом. А теперь строит храмы и утешает людей в трудную минуту. Но как он принял свое главное в жизни решение?
— Я работал электриком на кузнечно-штамповочном заводе в Жодино, — вспоминает батюшка, — и начал понимать, что мне чего-то не хватает в жизни. Пришел в храм архангела Михаила в Жодино, настоятелем которого был тогда архимандрит Алексий Шинкевич. Его глубокие, не заученные проповеди произвели на меня огромное впечатление. Он рассказывал про веру и про Бога настолько ясно, что это перевернуло мою жизнь, и не только, кстати, мою...
После рукоположения отца Андрея в священный сан его назначили в деревню Остров Смолевичского района, где он построил свой первый храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Кто мог знать, что через несколько лет его сожгут?! Предположительно те же сатанисты, которые закидывали факелы в алтарь церкви в деревне Королев Стан под Минском со словами “если Бога нет, значит, храм сгорит”... И хотя к тому моменту иерея Андрея Крутелева назначили в другой приход, он посчитал своим долгом помочь бывшим прихожанам в их беде, и в результате совместных усилий с новым настоятелем на пепелище снова вознесся к небу храм — каменный.
Служить в поселок Боровляны отец Андрей Крутелев пришел фактически на пустое место. На территории, выделенной общине, стоял лишь один деревянный крест. Ни прихожан, ни помещения — чисто формальное существование прихода. Однако судьба не случайно привела сюда именно иерея Андрея. Хотя у него не было строительной специальности, оказалось, что батюшка по своему призванию — храмостроитель. Его труды в этом направлении очень скоро принесли свои плоды: на территории прихода один за другим стали появляться золотые купола. В деревне Малиновка храм освятили в честь иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение”, на территории  НИИ онкологии и радиологии — в честь иконы Божией Матери “Утоли мои печали”, в жилой части поселка — в честь Святой Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Освящение Благовещенского храма на 600 человек с колокольней и купелью для крещенской воды, построенного в византийском стиле, состоялось меньше месяца назад. Это самый главный и самый трудный храм отца Андрея. Он был заложен в такое счастливое время — еще за год до смерти жены молодого настоятеля (тогда им обоим было по 33 года)... Когда они сюда приехали, матушка Иоанна была молодой цветущей женщиной, однако заболела раком и “сгорела” здесь же, в боровлянской клинике... Буквально за два месяца... Батюшка остался один с двумя детьми и развернувшимся строительством. Всю свою душу и всю свою любовь он с той поры вкладывает в главное дело своей жизни. И сам о себе говорит, что бывают священники — выдающиеся богословы, бывают — выдающиеся духовники, а я скромный приходской священник, всего лишь строю храмы (на которые он собирает деньги с миру по нитке, даже цыганскую диаспору уговорил помогать).
Но что на самом деле главное, а что второстепенное в жизни человека? Мы этого не знаем. С одной стороны, отец Андрей — священнослужитель, который дарит нам храмы... С другой — пастырь, показывающий своей пастве удивительно спокойное отношение к смерти родного человека. Как проявление истинного христианского смирения. Батюшка, переживший сам эту трагедию, не изменил своего мнения, что если небеса забрали у тебя любимую жену, родителей, ребенка, друга — значит, так было нужно и так лучше. Просто мы не знаем почему.
К отцу Андрею постоянно идут за утешением убитые горем люди. За 14 лет служения в Боровлянах он принял тысячи исповедей, в том числе около 500 предсмертных, около 2 тысяч человек проводил в мир иной... Правда, в то же время ему приходится многих крестить и венчать, поскольку в Боровлянах много молодых медицинских работников.
— Отец Андрей, а зачем нам строить много храмов? Некоторые люди полагают, что в храм ходить необязательно, главное — чтобы Бог был у тебя в душе. К тому же многие ученые говорят о грядущем Апокалипсисе, вызванном глобальным потеплением...
— Кому церковь не мать, тому Бог — не отец, предупреждают святые старцы. Только в церкви есть святые Таинства, прежде всего причастие Тела и Крови Христовых. Патриарх Алексий II добавляет также к этому, что чем больше у нас будет храмов, тем меньше детских домов, тюрем, психиатрических больниц...
Мир будет продолжать существовать не в зависимости от того, растают ли ледники, а в зависимости от того, остаются ли в нем святые. Об этом написано в Библии, и я в это свято верю. Бог как повелитель всех стихий в любой момент волен их остановить или же ослабить, если только будет видеть в этом смысл. А смысл существования человечества — отбор лучших душ для Царствия Небесного. Во времена Апокалипсиса храмы еще более нужны... Чтобы он не состоялся...
Но пока, слава Богу, не Апокалипсис. Пока — замечательное время, тем более в дни Рождества Христова. Христос пришел всех нас спасти и показал нам высочайший образец любви. Все разрешено — пожалуйста, иди молись, иди беседуй со священником, если плохо на душе или заболел. Думай о хорошем, говори о хорошем, не позволяй себе концентрироваться на плохом. Старайся, чтобы в твоей душе не иссякали доброта и вера в Божий промысел — и тогда Христос родится и в твоей душе, и ты будешь радоваться каждому мгновению.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter