В крипту и «Музей Памяти» Всехсвятского прихода заложен особый посыл в настоящее и будущее

Протоиерей Федор Повный: «Забвение истории очень опасно, оно приводит к исчезновению истин»

Закладной камень Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, освятили 4 июня 1991 года, а сама святыня, которая возводилась более 20 лет, освящена на праздник Покрова в 2018 году. С историей ее вознесения неразрывно связано имя священника, настоятеля Всехсвятского прихода в Минске протоиерея Федора Повного. 

Федор ПОВНЫЙ освещает капсулы с землей.

Белые шатры и золотые маковки куполов этого величественного сооружения видны издалека, когда въезжаешь в столицу по московской трассе. Каждый день я смотрела в окно маршрутки на эту красоту и думала: «Все, на днях обязательно схожу». И, к моему великому стыду, это «на днях» постоянно откладывалось. А сейчас так случилось, что за последние две недели сходила дважды. Первый раз это была экскурсия, во второй — присутствовала при передаче капсул с землей, взятых с воинских захоронений Беларуси, Главному храму Вооруженных Сил Российской Федерации. Абсолютно уверена: там должен побывать каждый белорус. 


Когда-то мне доводилось спускаться по крутым и скрипучим ступеням в темное подземелье воложинского костела Святого Иосифа, где похоронен его фундатор Иосиф Тышкевич. Ощущение, скажу честно, не самое радужное. Подобные подвальные помещения под храмами, называемые криптами, появились очень давно, еще в IV веке, и использовались как склепы для мучеников. Позже там покоились мощи святых, к которым могли подойти и поклониться паломники. У православных христиан в криптах проходили богослужения, хоронили князей, знатных воинов, игуменов монастырей… 

В Крипту Всехсвятского прихода меня сопроводила гид-переводчик дирекции Храма-памятника Надежда Кресик. Не без больших усилий я открыла массивную дверь, весом около тысячи килограммов. На ней изображено шесть композиций, которые посвящены печальным датам и событиям, связанным с гибелью белорусов: Грюнвальдская битва (15 июля 1410 года), оборона Сморгони (1915—1917 годы), лагерь Соловки (1923—1939 годы), концлагерь Тростенец (1941—1944 годы), сожжение Хатыни (22 марта 1943 года) и авария на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года). Конечно, это далеко не все трагические страницы истории Беларуси. Северная война, казацко-крестьянская, война России и Речи Посполитой… После них в некоторых районах Беларуси оставалось лишь 10 процентов населения. Поэтому в основе каждой из шести композиций — венки и слезы, а дверь такая же тяжелая, как горе утраты. 

Вход в крипту.
Крипта занимает несколько помещений, отделанных натуральными и разноцветными камнями: гранитом, смальтой, кварцитом и ониксом. Главная экспозиция первой, подалтарной части храма, — панно из мозаики, символизирующее единение земного и Небесного Отечества. Рядом с изображением Креста Евфросиньи Полоцкой и гербом Минска — гербы областных городов Беларуси. На восьмигранной пирамиде — цитата из Евангелия, выполненная церковно-славянской вязью: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут». 

Прямо под пирамидой расположена усыпальница с урной с прахом жертв концлагеря Тростенец. В трех нишах из восьми 2 июля 2010 года при участии Президента Беларуси были захоронены останки неизвестных солдат Отечественной войны 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войн. Их нашли бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны во время поисковых экспедиций. С останками проведены археологическая и антропологическая экспертизы, поэтому нет никаких сомнений, что это солдаты именно тех военных событий.

В овальном зале увековечены имена трагически погибших на станциях метро «Немига» 30 мая 1999 года и «Октябрьская» 11 мая 2011 года. Есть знаки в память о погибших в Афганистане и во время чернобыльской трагедии.

В самом большом зале крипты — икона Воскресения Христова, написанная мастерами из Палеха, и Негасимая лампада с огнем, взятым от Гроба Господня в Иерусалиме. И я смогла затеплить свечу за живых и мертвых. Правда, к лампаде могут подойти только служители церкви.

— В крипту разрешен вход людям любого вероисповедания, — поясняет Надежда Максимовна. — Даже атеисты могут прийти с цветами и почтить память близких, друзей и соотечественников. Крипта выполняет не только церковную функцию, сюда приходят воины-интернационалисты, здесь принимают присягу и получают дипломы выпускники военных училищ и академий.

Гид-переводчик дирекции Храма-памятника Надежда КРЕСИК затеплила свечу от Негасимой лампады.

По бокам помещения 504 ониксовые ниши: небольшие углуб­ления, куда закладывается земля с мест, где погибали или покоятся белорусы. По словам гида, 78 ниш уже заполнены, в том числе капсулами с землей из семи стран Европы: 

— Мемориальные доски и капсулы устанавливались по инициативе общественных организаций, деятелей, писателей… Первая капсула содержит фрагменты обшивки атомной подводной лодки «Курск», трагически затонувшей 12 августа 2000 года. Среди погибших трое белорусов. Недавно к нам приезжала председатель Совета Федерации Федерального Собрания России Валентина Матвиенко, привозила землю из-под Ржева. Среди павших солдат, имена которых удалось установить специалистам, более 600 уроженцев Беларуси. Есть капсулы с землей с мест сражений на Курской дуге, бывших концлагерей Флоссенбюрг, Дахау, Бухенвальд, сожженной деревни Ола Светлогорского района, где гитлеровцы уничтожили 1758 мирных жителей, вяземского мемориала «Богородицкое поле», ушачского мемориала партизанской славы «Прорыв», с могил летчика Александра Мамкина, вывозившего на Большую землю воспитанников Полоцкого детского дома № 1, и санинструктора Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко, вынесшей с поля боя 128 раненых. Есть ниша в память о погибших в Афганистане. О каждой можно рассказывать долго.

Капсулы с землей.

В 2019 году Беларусь присоединилась к международной акции памяти «Во славу общей Победы!». В течение 10 месяцев даже в самых отдаленных уголках страны реконструировали и приводили в порядок мемориалы и воинские захоронения. Во всех белорусских районах и приграничных территориях Украи­ны и России, опаленных войной, с мест воинских захоронений и гибели местных жителей участниками акции взята горсть земли и помещена в отдельную капсулу. Сейчас эти капсулы доставляются в крипту Всехсвятского прихода, где в 75-ю годовщину Великой Победы пройдет их торжественная закладка. Это позволит собрать панораму событий Великой Отечественной войны в одном пространстве.

30 апреля на площадке у Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, прошла торжественная церемония передачи 7 капсул с землей с 6807 белорусских мест захоронений времен Великой Отечественной вой­ны в Главный храм Вооруженных сил России. Тогда мне удалось немного пообщаться с настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным. 

— Храм — настоящий и уникальный памятник духовной и культурной ценности, созданный на века. Я бы назвала его проектом огромнейшего масштаба, но не только по увековечению памяти погибших вои­нов и безвинно убиенных мирных жителей. В нем заложен особый посыл в будущее для потомков, и та же Неугасимая лампада как символ вечности.

— Уйдут последние ветераны, и мы ничем и никогда не заменим их живого свидетельства, кроме крипты Храма-памятника. Более того, вы же видите, как ухватилась за нашу формулу «горсть памяти» Россия. И, слава Богу, меня это радует. Очень важно донести до потомков подвиг предков. Я думаю, сегодня мы еще не осознаем до конца того, что нас ждет впереди. И если не сделаем правильных выводов из исторического прошлого, никогда не построим настоящее будущее. Забвение истории очень опасно, оно приводит к исчезновению истин. Ведь с каким цинизмом снесли в Праге памятник маршалу Коневу! Человек, осознавший величие совершенного подвига, никогда бы себе такого не позволил. Вот почему так важна крипта и ее история.

— 2020 год особенный. Мы отмечаем 75-летие Великой Победы, и вдруг очередное испытание, выпавшее на долю не только белорусов, — пандемия. Может быть, это некое обращение Бога к людям с требованием подумать больше о таком, духовном, стать добрее и милосерднее? Возможно, это шанс пересмотреть свои ценности, расставить иначе приоритеты? 

— Конечно. Даже я стал совершенно по-другому относиться к молитве. Она стала острой, глубокой, появилось настоящее покаянное чувство и самое доброе благорасположение ко всем людям. Да, все это было и раньше, но сейчас обрело особую форму. Это время, когда человек должен понять, что он рядом с вечностью. Если сегодня то, что происходит в мире, становится нормой, — это не только грех или духовное преступление. И страшно, когда при этом нет покаяния. 

chasovitina@sb.by

Фото автора и Александра КУШНЕРА.

(Окончание следует)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter