Противостояние

Они соседствуют рядом, как "плюс" и "минус" в батарейке, как два полюса магнита.
Они соседствуют рядом, как "плюс" и "минус" в батарейке, как два полюса магнита. Они фактически и олицетворяют два "полюса" государственного устройства. Рынок, или "Торговый дом "Ждановичи", - очевидное воплощение "плюса". Это мощное предприятие, стремительно возникший и быстро развивающийся инженерно-административный комплекс. Можно сказать, холдинг, поскольку доход здесь приносят несколько источников: стоянки на тысячи машин (плата за въезд), бесчисленное множество торговых палаток и магазинов (налоги и арендная плата за площади), сервис и общепит (опять же налоги)... "Плюс" же потому, что без таких источников бюджет страны и страна в целом существовать не могут.

Заказник "Лебяжий" - явный "минус". Государство на его содержание только тратится.

Что знают дети

Большинство минчан о нем не знают, выходя к рынку из электрички на остановке "Лебяжий". Бетонный забор, ограждающий "поле чудес" (здесь торгуют старьевщики), - это граница заказника. С другой стороны он упирается в проспект Машерова. С третьей и четвертой - в кольцевую дорогу и деревеньку Ржавец, уже "поросшую" коттеджами.

Заказник - в черте мегаполиса. О его значимости и нависшей над ним угрозе, как оказалось, прекрасно знают дети - ученики 132-й минской школы. Они учатся или живут неподалеку. Здесь водится несколько "краснокнижных" видов европейской значимости: варакушка, малая поганка, малая выпь, усатая синица, вертлявая камышовка... Недавно орнитологи даже международный семинар в Минске провели: до 70 процентов популяции некоторых птиц живут здесь, у нас! Но главная ценность "Лебяжьего" - лебеди.

Водоем возник на месте послевоенных торфоразработок. Со временем на дне котлована пробились криницы, заполнили впадину, берега заболотились и поросли камышом... В начале 80-х здесь объявилась первая пара лебедей, принося ежегодно до 7 птенцов. Практически вся лебединая популяция Беларуси - родом отсюда, из "Лебяжьего".

Собственно заказник был учрежден специальным постановлением Совета Министров БССР в сентябре 1984 года - по предложению Академии наук. Все было нормально до появления рынка. Он стал "давить" на хрупкую природу самим своим соседством, неизбежным шумом, мусором, стоками. Здесь даже ходить нельзя, рыбу ловить запрещено (если рыбак пару часов постоит возле кладки, птица к гнезду не вернется!). Администрация рынка планировала строить здесь то "Нескучный сад" с аттракционами, то "плавающий ресторан", то коттеджи...

Когда ребята из 132-й школы создали группу "Белый лебедь", то занялись проблемой заказника основательно: брали анализы воды (выявили недопустимое содержание хлора!), писали рефераты и проводили конференции. Когда минувшим летом представительство ООН в Беларуси объявило экологический конкурс, в нем победила работа восьмиклассницы Оли Черкасенко, руководителя группы "Белый лебедь". Речь в работе именно о "Лебяжьем" и грозящей ему беде. А исходит она от очередной инициативы "ТД "Ждановичи", затеявшего ни много ни мало "комплексную функциональную организацию" заказника.

Задумано с размахом. Специальный сервисно-торговый центр должен будет заниматься обслуживанием "познавательных" объектов заказника: центра водной рекреации, смотровых площадок и "экологических троп", площадок отдыха и любительского рыболовства, кафе-бара опять же с видовой площадкой. Центры, площадки, тропы... Как будто речь идет о Ниагарском водопаде, а не о крохотном пятачке!

Кстати, а что мешает тем же лебедям плодиться через дорогу, где километры водной глади: Дрозды, Криница, Ждановичи?..

Восьмиклассник Кирилл Кухавец: "Там могут жить взрослые птицы, а молодняк не может со дна достать пищу. В "Лебяжьем" оптимальная глубина для птенцов. Уничтожим лебяжью колыбель - исчезнут со временем и взрослые птицы. Останемся с воробьями и воронами".

Конечно, усилия школьников имеют скорее познавательный характер и повлиять на ситуацию не могут. Да и живут дети во Фрунзенском районе, а "Лебяжий" отнесен к Центральному. Потому-то и обратились они в газету: "Помогите спасти заказник! А если не верите нам - разыщите егеря Николая Жукова и узнайте его мнение".

Что думают взрослые

"В заказнике запрещена даже косьба, даже выпас скота! - утверждает Н.Жуков. - Если же торговый дом добьется своего, здесь будет людской муравейник".

Жуков - профессионал и подвижник. С красным дипломом окончил экологический факультет аграрного университета. По должности - старший егерь минского лесопаркового хозяйства ("Лебяжий" территориально отнесен к 89-му кварталу Ждановичского лесхоза). Именно Жуков заставил администрацию рынка поставить высокий бетонный забор. А прежде с "поля чудес" в заказник сваливали кучи хлама и мусора.

Но все это - по должности. Кроме того, у Жукова ежемесячно до пяти публикаций в газетах! О тематике можно судить по названиям некоторых: "Птицы столицы", "Животные в городе", "Лебединая родня", "Птицы с волчьими повадками", "Не робей, воробей"...

О повадках лебедей и других птиц может говорить часами.

От него узнал я, что любимый нами скворец, оказывается, бесполезен лесу: корм собирает на земле. Иное дело - синица, самая полезная птица лесу и городу. Так вот, 100 синичников завез Жуков только в ботанический сад и парк им. Челюскинцев. Туда же перевозит разрушенные в пригородных лесах муравейники. Читает лекции на родном факультете, а по выходным ведет студенческую практику.

Когда прошлым летом лебединая стая попала в нефтяное пятно, то отмыл с коллегами от мазута (стиральным порошком!) и два месяца выхаживал 36 лебедей... Все это и многое другое - сверх должностных обязанностей. Тревогу школьников Жуков подтверждает: "На заказнике можно будет ставить крест!" Его категоричность - это мнение, простите, не сторожа, но эколога-профессионала и даже подвижника-просветителя, которому можно верить.

Удивительно, что к давлению окружающих объектов "Лебяжий" сумел приспособиться. Даже к потоку машин, который несется по самой кромке водоема, лебеди (и полсотни других видов птиц) привыкли. Деревня Ржавец их не тревожит. Птичьи гнездовья расположены на 800-метровом заболоченном и поросшем камышом участке, который пока отделяет водоем от рынка.

Едва ли в Европе найдется подобный пример. Парки и зоопарки не в счет. Ведь здесь, в "Лебяжьем", не окультуренный, а естественный и самодостаточный уголок девственной природы. В этом его главная ценность. На наших глазах проходит уникальный эксперимент: выдержит ли заказник и в будущем? Уже по этой причине попытка его "окультуривания" выглядит по крайней мере неуклюжей.

Что делают власти

Злую шутку с заказником, похоже, сыграло "межвластие". Давнее постановление Совмина БССР определило "Лебяжий" в ведение столичного горисполкома. Сама же его территория, как и площади будущего рынка, административно относилась к Минскому району. Свои инициативы по развитию рынка "ТД "Ждановичи" адресовал не в столичный, а в районный исполком. Тот их рассматривал и утверждал. В частности, протоколом N 8 от 22 июня 2000 года были утверждены изыскательские работы по расширению территории рынка. Очень скоро он заполнил площади между железной дорогой и улицей Тимирязева, перешагнул ее и мощным клином нацелился на "Лебяжий"...

Когда позже территория отошла к городу, "ТД "Ждановичи" уже диктовал условия.

Попыталось воспротивиться Минское лесопарковое хозяйство: его директор Н.Казак еще в 2001 году направил письмо в облкомитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. В нем говорилось об уникальности заказника и необходимости пресечь амбиции торгового дома. Увы, это породило лишь канцелярскую переписку, но ничего не изменило.

Вот еще любопытный документ. "Техническое задание" на проведение работ утверждено администрацией ООО "Торговый дом "Ждановичи" и согласовано с дирекцией ЦНИИКИВ (головной институт комплексного использования водных ресурсов). В его вводной части много слов опять же об уникальности и ценности "Лебяжьего". Прошу, однако, обратить внимание на цель работ, заявленную в названии документа: "Выполнить гидроэкологическое обоснование размещения комплекса объектов соцкультбыта и сопутствующего сервиса ООО "Торговый дом "Ждановичи" в водоохранной зоне пруда "Лебяжий".

Уточню: предполагается не изучить предложения ТД и их последствия, а именно обосновать, то есть оправдать, санкционировать. Рынку априори позволяется то, что в заказнике делать категорически нельзя! Если, разумеется, верить Николаю Жукову и постановлению Совмина БССР, гарантировавшему неприкосновенность "Лебяжьего". Последнее, между прочим, никто не отменял!

Легко предположить, что от "рекреационного" бизнеса здесь бюджету ждать нечего. Большой прибыли не будет: люди приезжают на рынок торговать и покупать, а не любоваться птицами на "экологических тропах". Ожидать некоей благотворительной, "просветительской" миссии от рынка тоже не стоит - это не его задача. Как здесь считают инвестиционную копейку, показала хотя бы недавно проложенная дорога.

Между рынком и деревней Ржавец есть песчаный карьер, откуда осенью машины возили песок для освоения новых площадей. Могли бы въезжать и через деревню, но это крюк в пару сотен метров. Поэтому широкий большак бульдозеры пробили прямо через заросли заказника... "Лебяжий" получил первый шрам.

Обмеряя его рулеткой, Жуков и столкнулся в последний раз с директором рынка. Разговор был нервный, если не сказать резче. Егерю ясно дали понять, что здесь уже он не хозяин. И он понял, что администрация имеет на заказник далеко идущие планы...

...Впрочем, никто не должен "взять", то есть победить, уничтожить другого. "Минус" и "плюс" могут существовать только вместе, иначе рушится естественный закон мироздания. Для чего, в сущности, мы работаем, считаем прибыль и богатеем? Чтобы иметь силу помогать тем, кто прибыли не приносит и не должен. Без кого жизнь не имеет смысла: дети, старики, больные... Полагаю, что перечень естественно продолжить зеленой травой и чистой водой, лебедями и варакушками, синицами и муравьями.

С 1984 года мы, обитатели белорусской земли, стали, несомненно, богаче и самостоятельнее. Одумались, наломав дров в покорении природы. Научились дорожить тем, что может исчезнуть с нашей земли навсегда. Во всяком случае, наши дети - Кирилл Кухавец, Оля Черкасенко и их ровесники - растут с этой философией. Она культивируется на государственном уровне! И бизнес, если он ответственный, а не сиюминутный, - должен об этом не забывать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter