Театральные деятели посвятили спектакль феномену известной художницы Алены Киш

Простые мотивы

Беда многих биографических спектаклей иногда состоит в том, что они столь тщательно следуют фактам биографии, что забывают о самой театральной магии, которая непременно должна присутствовать в любом спектакле. Найти баланс между реальным фактом и вымыслом, правдой характера и увлекательной метафорой или художественной деталью — главные задачи режиссера в биографическом жанре. В премьерном спектакле «Прымітывы» режиссера Александра Марченко (пьеса Алексея Андреева), вышедшем на площадке культурного хаба Ok16, много документальной информации. Но найти баланс постановочной группе, кажется, вполне удалось: он богат на эмоциональные оттенки, смотрится на одном дыхании, несмотря на серьезность заявленной темы. Сама интонация выбрана верная — доверительная и сдержанная, лишенная какой бы то ни было агрессивности или, наоборот, настойчивой дидактики.

Фото Анны Шарко

Премьера посвящена судьбе известной белорусской художницы Алены Киш, творчество которой широкая публика по-настоящему стала открывать для себя относительно недавно. Первую выставку ее работ в 1978 году устроил художник Владимир Басалыга, и тогда, по свидетельству очевидцев, многие были удивлены этим наивным искусством поистине мирового уровня. Репродукциям ее удивительных расписных ковров нашлось место и во «Всемирной энциклопедии наивного искусства». Стали проходить ее выставки. В 2016 году прошел большой проект «С Аленой Киш в сердце» в столичной галерее «Университет культуры», где были показаны как ее работы, так и работы современных белорусских художников, почитателей ее творчества, созданные во время одноименного пленэра. Сегодня ее наивные «маляванки» — подлинное национальное достояние. 

В премьерном спектакле «Прымітывы» авторы поставили амбициозную задачу напомнить о феномене Киш, не скатываясь ни в сухую биографическую интонацию научного исследования, ни в патетику плаката. Исполнитель главной роли актер Александр Молчанов в сопровождении мультиинструменталиста Дмитрия Лукьянчика читает дневниковые записи односельчанина художницы Григория Гордея, газетные вырезки из периодики первой половины XX века… Мы видим материал, собранный авторами во время путешествий по Беларуси, а также в архивах и библиотеках. Слышим живые свидетельства, в которых об обстоятельствах жизни и судьбы художницы вспоминают ее современники, передававшие из уст в уста рассказы о чудачке из окрестностей Слуцка. Для кого-то значимость таланта Киш, не поблекшего и спустя десятилетия, оказывается довольно неожиданной новостью. «А что она рисовала?» — невинный вопрос деревенского жителя кольнет в сердце эмоционального зрителя. Как часто мы не замечаем неординарный дар рядом с нами. И только спустя годы воздаем должное. В спектакле мы слышим голоса наших известных художников, культурологов и историков, также изучавших феномен самобытной художницы-примитивистки, зарабатывавшей на жизнь расписными коврами… Среди этих голосов — певучие тембры искусствоведа Татьяны Бембель или режиссера-документалиста Галины Адамович. Надо сказать, что оценка творчества Киш профессионалами и обычными деревенскими жителями в спектакле несколько разнится, в этом зазоре и содержится определенное философское зерно. На вопрос предназначения и миссии художника эксперты и обыватели смотрят по-разному. Любому художнику для собственной самореализации и роста необходима соответствующая среда. Но порой обстоятельства и окружающая жизнь этому росту не способствуют. Можно вспомнить достаточное количество примеров: среда отторгала и не понимала Винсента Ван Гога. Ни в одну модную струю не попал Модильяни. Быть талантливой художницей в деревне и обладать нерядовым даром, как в случае Алены Киш, — тоже непростое испытание. Как верно говорит кто-то из экспертов в спектакле, главное пространство для творческой реализации, которое предназначалось женщине во времена Киш, были кухня и домашнее хозяйство, но никак не художественная деятельность. Однако она смогла проявить себя и рисовала диковинные сюжеты на домотканых холстинах, привнося в повседневную жизнь, как и другой известный белорусский художник Язеп Дроздович, свой взгляд на мир и свое мироощущение — светлое и утопическое. То, что искусствоведы находят сегодня в работах Нико Пиросмани и Анри Руссо. Собирательный образ такого художника можем увидеть в романтической картине Александра Митты «Гори, гори, моя звезда…»: там молчаливого художника-самородка Федора, которого поначалу главный герой принимает за маляра, колоритно исполнил Олег Ефремов. Наверное, такие художники из народа, понимающие цвет и композицию часто интуитивно, своим человеческим нутром, — самые искренние. 
Фото Анны Шарко


В центре спектакля и философские размышления о роли художника, его взаимоотношениях с собственным даром и окружающей средой. В спектакле много юмора. Благодаря мужской и актерской харизме Александра Молчанова, обладающего яркой характерностью и умением держать паузу, повествование не дробится, а слагается в единое эмоциональное полотно. Не форсирует события и режиссер Александр Марченко. Метафора дороги, пронизывающая спектакль, выводит зрителя к катарсису постепенно, но уверенно. Авторы проявили определенную чуткость и к своей героине, и к теме. В определенном смысле «Прымітывы» — спектакль-исследование, но это определение не должно никого отпугнуть. Это исследование предполагает глубокий авторский взгляд и авторское отношение к теме. Минималистический реквизит и минимум декораций дарят зрителю образ времени, в котором буквально несколькими штрихами переданы его дух и атмосфера. Вместе с личной историей Киш воссоздается и история белорусского общества первой половины XX века. Поэтому спектакль несет в себе просветительское начало и интеллектуальный заряд, желание изучать белорусскую художественную среду, в которой всегда было немало талантливых самородков.

Авторы спектакля не навязывают никаких оценок и не вешают ярлыков. Трагический финал художницы обозначен пунктиром и специально не драматизируется. (Биографы склоняются к версии, что Киш покончила жизнь самоубийством в 1949 году, бросившись в реку. Некоторые исследователи допускают и возможность несчастного случая). Нет здесь и возгласов в духе «среда заела». Скорее ощущение некоего фатума, неизбежности, печати предопределенности на линии судьбы. Кстати, один из сюжетов, который художница, словно предчувствуя что-то, воспроизводила в своем творчестве, сегодня выставляют под названием «Дева на водах» или «Дева у воды». Этот сюжет у художницы заказывали так же часто, так и два других — «Рай» и «Письмо к любимому». Львы, диковинные птицы, деревья, влюбленные пары кочевали из работы в работу, принося людям радость и согревая надеждой. 

КСТАТИ

В 2010 году вышла документально-художественная лента режиссера Галины Адамович «Маляваны рай», посвященная художнице.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter