Роскошь общения зашкаливает в Бобруйске на VI Республиканском фестивале национальной драматургии

Пространство для маневров

Презрев столичную суету, которая неизбежно выхолащивает даже самую стойкую душу, мы с моим армейским другом Викентием Вератилой отправились на его историческую родину — в город Бобруйск, где в эти дни проходит рафинированный VI Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В.И.Дунина–Марцинкевича. Вератила не пропускает ни одного фестиваля, который проходит раз в два года, активно участвует во всех обсуждениях и все творческие поиски национальной драматургии принимает весьма близко к сердцу. Пропустить такое действительно невозможно: роскошь человеческого общения зашкаливает, художественные открытия происходят едва ли не каждый день.


Кроме конкурсных показов, которые в этом году проходят в двух программах «Спектакль театра драмы» и «Эксперимент», идут и читки новых пьес белорусских авторов. Посмотрим, принесут ли они результат: в прошлом году пьеса «Лондон» Максима Досько вошла в репертуар Могилевского областного театра драмы и комедии им. Дунина–Марцинкевича, побывала на нескольких фестивалях. Читка пьесы «Музыка улиц» студентки Белорусской государственной академии искусств Карины Рыбак снова доказала: молодые режиссеры готовы прислушиваться к современной жизни и улавливать в ней не только хаос, но и гармонию. Несмотря на некоторую заезженность темы (уличные музыканты — популярные герои современной культуры), Карине Рыбак удалось собрать в единый образ разрозненные голоса современников. Так заново поверишь в документальный театр, который, казалось бы, уже показал все свои возможности. Но если подойти к теме все–таки не с цинизмом хирурга, а c поэтической оптикой, то результат может быть объективно достойным, а главное, лишенным подражательности.

В этом году бобруйский коллектив Могилевского областного театра драмы и комедии им. Дунина–Марцинкевича показал в конкурсе премьерный спектакль «Точки на временной оси» режиссера из Минска Татьяны Троянович по пьесе Дмитрия Богославского. Этой премьерой театр открыл свой 73–й сезон. Пьеса концептуальна: в ней нет привычного нарратива и одной истории. Она состоит из десяти новелл (в спектакль вошли восемь), которые драматург написал по фотографиям коллекции «40 лучших снимков за 100 лет». Действие происходит в разных странах, в центре повествования люди, которые либо противостоят военной агрессии, либо оказываются в водовороте социально–политических событий. Один из персонажей переживает смерть сына после теракта 11 сентября. Мать и сын в одной из частей спектакля пытаются понять, с чего начинать строить жизнь после того, как они стали жертвой урагана в штате Алабама и торнадо стер с лица земли их дом. «Точки на временной оси», наверное, стоит числить по ведомству публицистического театра.

Вообще, если посмотреть на судьбу героев многих пьес, заявленных на фестивале, судьба их безрадостна. Их все время кто–то мучает, учиняет какие–то препятствия, окружающие их не понимают. Тема судьбы художника звучит в юбилейный для белорусского книгопечатания год с новой силой. И вот уже «Карьера доктора Рауса» Александра Гарцуева неожиданным образом рифмуется с «Песняром» Валентины Ереньковой, а продолжение лаконичной и геометрически выверенной «Ладдзi роспачы» Алексея Лелявского можно увидеть в моноспектакле Игоря Казакова «Сiняя–сiняя», тем более что у них один автор — Владимир Короткевич. К современности обращен спектакль «Синдром Медеи», высмеивающий нашу зацикленность на информационных технологиях, соцсетях и гаджетах. Глядя в них, мы упускаем что–то главное... Порой не замечаем, как рядом с нами что–то не поддающееся привычной обывательской оценке, драматичное и неизбежное происходит с человеком. Бобруйский зритель внимательно следит за всеми шахматными фигурами на сцене, он готов к диалогу и хочет удивляться. Многие спектакли дарят неожиданный ракурс на привычную классику. Эта нестандартность мышления всегда радует — дело не в сюжетах, а в режиссерской воле и фантазии. Фестиваль выберет лучших 22 ноября. На закуску в конкурсе «Эксперимент» покажут спектакль главного режиссера Могилевского драматического театра Саулюса Варнаса «Скорина» по пьесе Николая Рудковского «Доктор свободных наук».

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter