Просто великий режиссер (памяти Эльдара Рязанова)

Большинство русскоязычных изданий мгновенно отреагировало на смерть Эльдара Рязанова.
Большинство русскоязычных изданий мгновенно отреагировало на смерть Эльдара Рязанова. Описали обстоятельства болезни, фильмографию, актеров и его постоянную борьбу с советским режимом. Газета "Взгляд" даже озаглавила материал "Ушел народный антисоветчик Советского Союза". Автор написал, что режиссер говорил своему зрителю правду даже тогда, когда это почти невозможно было сделать. И стал в итоге уникальным творческим феноменом, выращенным системой, которую искренне недолюбливал. Как сейчас стало модным, его назвали законспирированным антисоветчиком и скрытым борцом с режимом. В этом мне видится тренд последних десятилетий, который, уверен, вовсе не поддержал бы сам Рязанов. Почему антисоветизм стал мерилом творческой гениальности и признанием заслуг перед Отечеством? Отчего именно этот "орден" должен цениться выше всего у нынешнего поколения? Особенно невразумительно это звучит из уст журналистов, которые либо совсем не знают ту эпоху, либо тихонько пописывали в одной из социалистических газет передовицы под заголовком: "Навстречу XXV съезду партии". 

Рязанов+.jpg

Из моих блогов понятно, что я тоже не рукоплещу советской эпохе, но причем здесь Рязанов! Не согласен с тем, что Эльдар Рязанов недолюбливал советский строй. Наоборот, искреннее убежден в том, что именно Рязанов по-своему любил СССР и каждого из нас. Именно в его фильмах целые поколения увидели себя в качестве обычных людей и потому искренне смеялись. Почему молодые журналисты убеждены, что советский кинематограф - это только строители коммунизма и борцы за показатели под руководством партии и трудового коллектива. Если мы заговорили о комедиях - это "Джентльмены удачи", "Бриллиантовая рука" и тот же Рязанов. Ведь реально тонко, умно, смешно и никакой политики. Создавать такие картины и было наивысшей степенью советского патриотизма, человечного отношения ко всему происходящему в стране. Первая работа Рязанова - комедия "Карнавальная ночь" - стала популярной именно благодаря особой атмосфере жизнелюбия, радости и любви. "Известия" написали, что если роман Пушкина - это энциклопедия русской жизни, то фильмы Рязанова, без сомнения, - энциклопедия жизни советской. По ним можно изучать историю советского прошлого, этапы его становления. Романтическая восторженность 1950-х - это "Карнавальная ночь" и "Гусарская баллада", свобода 1960-х - "Берегись автомобиля", смена социальных ролей, гендерное превосходство женщины - "Ирония судьбы или С легким паром", или "Служебный роман" с его цитируемыми героями. Какая тут антисоветчина? Наоборот, советский человек в его картинах показан действительно человеком с его радостями и проблемами, жизненными неурядицами и в самом естественном окружении. Такими эмоциями реально жила тогда страна, и только человек, ее любящий, мог так искренне рассказывать об этом. 

Выбрать лучший фильм Эльдара Рязанова невозможно. Его 60 лет кинематографа - это, как и он сам, эпоха. В этом году "Карнавальная ночь" должна была отметить 60-летие. В следующем - 40-летие у другой его новогодней комедии: "Ирония судьбы". Представляете, фильмы живут, как люди, и всегда популярны. Оттого не стоит моим коллегам-журналистам делать из великого режиссера борца с советским режимом. Он не был и не будет в нашей памяти человеком, который хулил свою страну. У Рязанова итак много заслуг вне времени, власти и обстоятельств. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter