Зачем Дональду Трампу покупать Гренландию?

Просто сделка. С недвижимостью

Президент Соединенных Штатов Америки положил, что называется, глаз на Гренландию — автономную территорию Королевства Дания. И может предложить продать остров. Дело в том, что формальной главой Гренландии является датская королева. Островных подданных у нее немного: население недотягивает до 60 тысяч человек, девять из десяти жителей — инуиты, гренландские (и не только) эскимосы. И они постепенно добиваются все большей независимости: на данный момент за Данией остается лишь контроль за внешней политикой, обороной и датской кроной. 

gazeta.ru

Есть и еще один нюанс: Гренландия, в отличие от Дании, членом Евросоюза не является. Согласитесь, делать предложение, от которого нельзя отказаться, лучше в одно лицо. Чем в многоликий Брюссель или Страсбург, где не сразу и поймешь, от кого зависит решение. Если оно вообще от кого-то зависит. К тому же у ЕС на носу, похоже, жесткий брексит, который надолго заберет внимание всех западноевропейских СМИ. А сделки, особенно с большими деньгами, любят тишину. 

Именно и только сделкой якобы считает свое предложение сам руководитель Америки: «По сути, это крупная сделка с недвижимостью», — пояснил он журналистам. Кто-то дачу на лето покупает, кто-то — остров. На всю жизнь. Ничего удивительного, чего все всполошились? 

Но пока новость вызвала бурное обсуждение. Датские политики отнеслись к ней крайне негативно, оно и понятно: даже такого далекого «своего», каким является зеленый остров для континентальной страны, все равно жалко. Премьер-министр Дании заявила, что разговоры о возможной покупке «являются абсурдными». То есть — бессмысленными. Однако в правительстве самой Гренландии нашли другую формулировку: «Остров открыт для бизнеса, но не для продажи». Что весьма похоже (и не нужно тут упреков в сексизме) на женское «нет». В жизни оно ведь так часто бывает, правда? А это даже не жизнь, это — бизнес. Который покупки-продажи содержит в себе, как сказали бы инуиты, имманентно. 

Зачем же Трампу Гренландия? Почему не другие острова, которых в мире достаточно? «Гренландия — стратегическое место, — объяснил советник президента Соединенных Штатов. — И у них много ценных минералов». К тому же «президент кое-что знает о покупке недвижимости», вновь напомнил он журналистам. 

Все вроде бы сводится просто к выгодному вложению денег. Оно и так, и не так. Вот что скрывается за короткой фразой «стратегическое место». От северной оконечности острова ближе всего к Северному полюсу. А 3 апреля сего года «подкомиссия ООН по границам континентального шельфа признала правомерность претензий России на хребет Ломоносова». Это серьезная заявка на новые экономические границы арктического шельфа. 

От независимо-датской пока Гренландии по прямой ближе всего к российским Новой и Северной Земле. Если с Аляски можно контролировать Камчатку, Чукотку и Дальний Восток, то с Гренландии — Восточную и Западную Сибирь. А это в первую очередь газ. И нефть. И до кучи Северный морской путь, развитием которого Россия последние годы активно занимается. К чему, кстати говоря, в последние годы все активнее присоединяется и Китайская народная республика.

2 августа США вышли из договора с Россией о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. А средняя дальность — это от 1 до 5,5 тысячи километров. А от Гренландии но Нового Уренгоя — 3100 километров, до Новосибирска — 4400, до Минска, кстати, — 3,5 тысячи. Это уже не досужие разговоры о покупке недвижимости — это, честно говоря, страшно. 

Но есть один момент, который немного утешает, и связан он как раз таки с бизнесом. Трамп по привычке говорит: «хочу купить», нигде четко не обозначая, что это для Соединенных Штатов Америки. Так, может, это он сам собирается сделать, совершив то, что не удалось Гарри Трумэну 75 лет назад за 100 млн долларов? Согласитесь, тогда миллиардер-предприниматель Дональд Трамп точно вошел бы в историю. Второй раз.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter