Борисовчане Эмилия и Анатолий Копыток о премудростях, которые они передают молодому поколению

Просто хочется жить

Семейные ценности: 70 лет вместе
Совместный проект с Белорусским союзом женщин
Каждая семья по-своему удивительна. Бери историю любой — и вот вам сюжет для фильма. Что уж говорить о союзе, история которого насчитывает семь десятилетий! Эмилия и Анатолий Копыток поженились в сложный послевоенный период. У обоих за плечами — большой груз пережитого во время Великой Отечественной войны. Но и сегодня очевидцы тех страшных событий полны энергии и сил. Несмотря на почтенный возраст, с удовольствием участвуют в художественной самодеятельности и посвящают друг другу стихи.

О том, как им это удается, рассказываем в нашем проекте «Семейные ценности». (Первую публикацию можно найти в «НГ» за 25 марта 2022 года.)

Об отношении к спецоперации в Украине

Февраль 2022 года

С болью и горечью супруги Копыток восприняли тревожные новости из Украины: «Нельзя допускать, чтобы фашизм поднимал свою страшную голову в XXI веке. Мы, люди, пережившие ужасы немецких концлагерей, не можем равнодушно наблюдать, как в наше время где-то обижают ветеранов, разрушают памятники солдатам, освободившим Европу от коричневой чумы, а те, кто прислуживал немецко-фашистским захватчикам, устраивают шествия и чувствуют себя героями. Как это прекратить? Вопрос сложный. Но из любой безвыходной ситуации всегда есть выход. Главное — чтобы все стороны конфликта хотели его найти».


О патриотизме

Март 2022 года

Эмилия и Анатолий Копыток — почетные гости на мероприятии, посвященном 35-летию Борисовской районной ветеранской организации.

— 35 лет — это еще молодость, — говорит Эмилия Александровна. — Тем не менее за свою историю ветеранская организация проделала большую работу. Благодаря ее участникам состоялось много важных и нужных мероприятий, включая встречи с учащимися школ, уроки мужества, во время которых мы рассказываем подрастающему поколению, какой ценой была добыта Великая Победа. Это и есть наш весомый вклад в воспитание у молодежи патриотизма. Рассказываем, как мы любим свою страну, что мы — ЗА Беларусь! Ведь это наша Родина. Здесь мы родились и выросли и все отдадим за ее зеленые луга, голубые реки, чистое небо. Сегодня мы хотим тишины и покоя, поэтому стараемся доносить до молодежи, как важно беречь мир на земле.


Об отношении к экономическому кризису

— Сколько раз мы переживали непростые времена, помним пустые полки в магазинах и товары по талонам после развала Советского Союза. И ничего, пережили как-то, вырастили детей, дали им образование, все наладилось, — подчеркивает Эмилия Александровна. — Вот и сейчас наблюдаю, как некоторые хозяйки закупают впрок муку, крупы. Смотрю на них с недоумением, потому что знаю: пройдет день-два — мука и другие продукты питания появятся в магазинах. Зачем устраивать дома склад и тратить немалые деньги на покупки впрок? Это нецелесообразно. Это я говорю как человек, переживший дистрофию, находясь в фашистских конц­лагерях во время войны.

Уверенность в завтрашнем дне обу­словлена большим доверием к руководству страны. Мы, ветераны войны и труда, знаем, что наш Президент никогда не бросит нас на произвол судьбы и решит все вопросы, чтобы скорее преодолеть временные трудности.

О жажде жизни

Сильные духом супруги Копыток в эти дни выращивают рассаду помидоров. С наступлением тепла 70 крепких растений высадят в большую теплицу. Наши герои сделали ее своими руками из старых оконных рам. Вскопать и подготовить грядки им помогают хорошие друзья.

— Анатолий Степанович после перенесенного коронавируса уже не так силен физически, — отмечает Эмилия Александровна. — Да и я все работы в огороде выполняю, стоя на коленях. Так нагрузка на спину меньше, говорят врачи. А вообще, труд на земле дает мне много внутренней силы. И как писал Лев Толстой, облагораживает человека. Вот и мы с Толиком стараемся работать. Просто очень хочется жить!

   



Украденное солнце. Дневник Эмилии (Янушковской) Копыток

1943 год

Сколько я пробыла в том концлагере в Борисове, не знаю. Местные жители называли его Коминтерн, по названию мебельной фабрики, на территории которой он находился.

Дни, проведенные там, растянулись во времени. Спустя годы они будут казаться одной длинной ночью. Состояние безысходности, страха, отчаяния — все это чувствовала девочка десяти лет, оказавшись в когтях фашистов.

Через некоторое время нас перегнали в Минск в другой концлагерь по улице Широкой. Его территория была огорожена колючей проволокой. И сейчас перед глазами большие ворота, у которых стояли охранники с собаками. Как же мне тогда хотелось подойти к этой «браме» и вырваться на волю!..

Невыносимо было видеть пытки, избиения людей, казни. Фашисты заставляли заключенных бегать по кругу, просто попусту бегать до изнеможения. Среди надзирателей были не только немцы, но и те, кто им прислуживал. Когда силы бегать у узников заканчивались, они падали на землю. Их поднимали и снова наказывали, жестоко избивали. Для устрашения остальных эти зверства проводились на виду у всех заключенных. Эти показательные наказания переворачивали мне душу.

Немцы строем выгоняли взрослых заключенных на принудительные работы за территорию лагеря. Я видела, как их уводят ранним утром под конвоем. Вечером эти изнеможенные люди возвращались в бараки. Мы, дети, тоже должны были работать, нас заставляли убирать территорию. В «награду» за старания — небольшая миска баланды из овощных очистков.

Кормили узников так: подгоняли строем к большим котлам, где стояла готовая баланда. Она казалась такой вкусной. Хотя и сейчас не понимаю, как мы могли ее есть. И такое было: чтобы унять чувство голода, даже траву щипали за изгородью и ели.

Барак наш был длинный. Узники, среди которых были и целые семьи из партизанских зон, располагались на трехъярусных нарах. Здесь находилось немало детей — кто-то с братом, кто-то с сестрой. А я совсем одна. Одиночество было невыносимым испытанием.






kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter