Борисовчане Эмилия и Анатолий Копыток пережили все беды и сохранили любовь на долгие годы

Любовь длиною в жизнь

Совместный проект с Белорусским союзом женщин

Начало всех начал — семья. Это тот фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Здесь люди учатся любить и прощать, познают смысл существования, стремятся обрести путь к счастью. За каждым сюжетом из семейной жизни — поучительная история, урок, премудрость, которые можно как сокровенные реликвии передавать в назидание будущим поколениям. Этим важным эпизодам и будет посвящен наш новый проект «Семейные ценности». Его героями станут две семьи, которые расскажут о своем жизненном укладе, буднях, праздниках, проблемах и их решениях. Одной супружеской паре еще только предстоит стать родителями, вторая уже воспитывает правнуков и готовится отметить 70-летие совместной жизни.

Корреспонденты «НГ» будут приезжать в гости к своим героям, а дневники их семейной жизни представят на страницах газеты. Как знать, может, пример наших героев поможет кому-то сохранить семью и определиться со своими семейными ценностями.

70 лет вместе: Эмилия и Анатолий Копыток из Борисова пережили все беды и сохранили теплые чувства на долгие годы

Нет на свете силы более могущественной, чем любовь. Она окрыляет, вдохновляет. И несмотря на трудности, возникающие на пути, не меркнет, а становится еще крепче. Главное — верить друг другу и верить друг в друга. В этом убеждены Эмилия и Анатолий Копыток. Супруги прожили вместе семь десятилетий и сегодня признаются: жизнь во имя любви и созидания со временем приносит много радости. О том, как им удалось сквозь годы пронести трепетные чувства, рассказывают они сами. Узнаем о рецептах их неиссякаемой энергии и секретах прочного союза.

Как во сне

Эмилия Александровна и Анатолий Степанович живут в уютном доме, который построили своими руками в 1960-х. Несмотря на почтенный возраст, хозяева много работают на земле, весной сажают огород, а осенью собирают урожай. Правильное питание — залог хорошего самочувствия, уверены они. А пока для работ на грядках еще рановато, супруги вспоминают о былом и благодарят судьбу за счастливую старость.

— Проходите, гости дорогие, — встречает на пороге Анатолий Степанович. — Попробуйте наших хрустящих огурчиков. Сам мариновал по собственному рецепту!

Пока хозяйка заваривает ароматный чай, глава семьи рассказывает историю знакомства. Оказывается, Анатолий Степанович в юности загадал свою будущую невесту во сне в купальскую ночь.

— В молодости был тот еще красавец, на меня все девушки в округе оглядывались! — признается наш герой. — Но судьба привела меня в Борисов, где я и встретил любовь всей своей жизни.

За чаем Эмилия Александровна признается: поняла, что Толя — тот самый жених, которого видела во сне. Встретив его в цеху на фабрике пианино, куда они в одно время пришли работать, влюбилась, но о замужестве не помышляла: «Где там — беднота. На работу пришла устраиваться босиком. Нечего было ­обуть». Только спустя несколько месяцев решилась пойти на танцы, которые рабочая молодежь организовывала прямо на предприятии. И сегодня супруги поют песню, под мелодию которой Анатолий пригласил Эмилию на танец:

Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть…

Сегодня эту песню супруги поют уже своим правнукам. Их у Эмилии Александровны и Анатолия Степановича четверо. Хозяйка дома отмечает: не встреть она бравого солдата Толю, не было бы у нее такого счастья: «Именно благодаря ему я почувствовала себя красавицей и поверила в себя». Почему? Во время Великой Отечественной войны ей пришлось пройти через горнило пяти фашистских концлагерей. Много раз она была на волосок от смерти.

Но обо всем по порядку...

Украденное солнце. Дневник Эмилии (Янушковской) Копыток

Золотые кудряшки Белочки

Если перелистать страницы моей биографии, на первый взгляд может показаться, что детства у меня не было. Современным людям под этим словом представляется красивый уютный дом, добрые понимающие родители, тепло их рук, много света и простых человеческих радостей. Все это было и у нас, детей, родившихся в 30-е годы прошлого века. Но тех благ, которые теперь многим кажутся обыденными, у нас не было. Даже радио воспринималось как что-то фантастическое.

Самым большим счастьем для меня как для ребенка была большая любовь родителей. Как будто два лебедя, они были нежны и преданы друг другу. Кто знает, может быть, именно их пример с ранних лет заложил во мне ту внутреннюю основу, которую не смогли впоследствии сломить страшные события.

В нашей семье было восемь детей — четыре сына и четыре дочери. По счету я была предпоследняя. Озорная девчонка с рыженькими волосами. За эту мою особенность мама меня называла Белочкой. Для остальных я была Милой, Милей, Эммой. Хотя жили мы бедно, в семье царил лад и добродушное отношение друг к другу. Как жаль, что счастливую судьбу нашей семьи перечеркнула Великая Отечественная война.

1941 год. Воскресенье. Было солнечно и по-настоящему жарко. На календаре значился день памяти предков «Дзясятуха». Мама ушла на кладбище. Мы, малые дети, катались на качелях во дворе и видели, как местная молодежь пошла с песнями на речку. Через некоторое время юноши и девушки бежали обратно. Откуда-то, как будто вскользь, мы услышали слово «война». Что чувствовали в тот момент? Пустоту, неопределенность… Страха не было. Ведь в то время мы не знали, что значит бояться чего-то.

На следующий день услышали громкие разрывы снарядов. В нашем доме вылетели окна, перекосились двери. Выскочили на улицу. По дороге уже ехала колонна машин из воинской части. Из кузова самой крайней сыпались конфеты. Дети кинулись подбирать их прямо с земли. Пули свистят, а мы бежим вслед за машинами и собираем. А потом из кабины грузового автомобиля выпал раненый солдатик. Мы увидели кровь. Он просил о помощи. Мы позвали на подмогу взрослых. На большом одеяле удалось дотащить солдата к дому. Помню, как мама рвала белую простыню на бинты, чтобы перевязать раны. Потом дотащили солдатика до больницы. Что с ним было дальше, мы так и не узнали.

Помню, как фашисты стали преследовать местных евреев. По переписи 1939 года в Борисове пятую часть из 49 тысяч жителей составляли евреи. Много на то время в городе было беженцев и переселенцев из западных областей Беларуси. Позже оккупанты стали сгонять их в гетто. Тысячи узников были убиты.

Фашисты начали расправляться и с молодежью. Меня, девятилетнюю девчонку, повергло в ужас, когда двух комсомольцев прилюдно повесили на базарной площади в Борисове. Местных жителей сгоняли смотреть на тела казненных патриотов. Они висели несколько недель.

И тогда наша молодежь не выдержала, стала на защиту своей земли от врага. Четверо моих братьев (Леня, Митя, Станислав и Вотислав) ушли в партизанский отряд.

Задание партизан

1942 год. Старший брат, работая над заданием партизан, первый раз обратился ко мне за помощью. Сказал: «Надо сходить в старый город на улицу Газетную, где жила наша тетя. Ее сын, наш двоюродный брат, тоже участвовал в партизанском движении, был связным. Я согласилась помочь братьям. Он надел на меня толстую «плюшевку», какую-то старую одежду и под видом попрошайки отправил в город.

Я не знала, что под подкладку моего пальто было зашито донесение партизанам. Два раза с таким заданием справлялась успешно. Но третий выход в город оказался роковым. К тому времени фашисты уже пронюхали о том, что маленькая замарашка ходит здесь не просто просить еду у соседей. Так я оказалась в руках карателей.

В тот момент я ничего не боялась. Мне было 10 лет. Тогда я не могла знать, что взрослые могут безжалостно бить детей. Когда первый раз меня наотмашь ударили по уху, из носа пошла кровь. Я упала на пол, а дальше, как сквозь сон, до меня доносились вопросы громкого скрипящего мужского голоса: «Кто дал задание? Куда направлялась? Говори правду!» То ли от шока, то ли от ужаса я не сказала ни слова. Затем, видимо, чтобы запугать, мне сообщили, что моя семья уже расстреляна и мне незачем что-то скрывать. Но я все равно не выдала своих. Из жандармерии меня перевели в Борисовскую тюрьму. Время в тот миг для меня остановилось. Закрывала глаза, пытаясь уснуть, но не могла. Перед глазами стояла моя семья. Не верилось, что все они погибли.

Позже из тюрьмы меня перевели в местный концлагерь. Там один человек, сосед по нашей улице, узнал меня и передал, что все мои родные живы, до прихода карателей они успели уйти к партизанам.

Радость каждый день

…Эмилия Александровна перелистывает дневник. В ее уставших глазах застыли и грусть, и радость. Подумалось: «Жаль, что юные годы своим страшным почерком навсегда перечеркнула война». Взглянув на календарь, она вспомнила: через две недели ее супруг отметит 95-летие! Мысли сразу перенеслись в настоящее. Вырисовался план: отпраздновать нужно непременно всей семьей. В записной книжке Эмилия Александровна пометит: начать закупку продуктов для застолья, посмотреть в кулинарной книге рецепт пирога с мясом, пригласить родственников на торжество. «Пусть приедет к нам много гостей, — подумала Эмилия Александровна. — С родными и близкими нужно встречаться чаще! Сколько той жизни — всего лишь малость!»

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter