Человека уволили с работы. Суд признал это незаконным, обязав нанимателя выплатить приличную сумму

Прошу уволить «по собственному» желанию

Водитель отстоял свои права

Всю жизнь сморгонец Александр Романовский проработал водителем на госпредприятиях, а последние лет семь — у крупного частника. Недавно наниматель вынудил человека уволиться. И куда ему было деваться, если до пенсии всего пару лет, жена уже пенсионерка и ребенок с инвалидностью?.. На днях судебная коллегия по гражданским делам Гродненского областного суда признала увольнение незаконным, обязав работодателя выплатить человеку немалую сумму плюс моральный ущерб.


Александр Викторович отдал иностранному ООО почти 7 лет своей жизни. За всю трудовую биографию — ни нареканий, ни серьезных нарушений. Трудился честно, старался. Даже, говорит, в отпуск, считай, не ходил.

— Знаете, — рассказывает мне, — в последнее время на работе сложилась ситуация, что людям пришлось работать по 12 часов. Зарплата же упала почти вдвое. В общем, собрался коллектив, человек 70, водители, и стали задавать вопросы по поводу условий труда и зарплаты. Однако после собрания ситуация только ухудшилась, водителей начали переводить на две трети оклада (а у нас оклад 300 рублей), на неопределенный срок. При этом требовали, чтобы на рабочих местах находились по 8 часов. Да и отношение к нам было такое, что могли оскорбить, ни за что уволить.
По поручению Президента ведется мониторинг организаций по соблюдению трудового законодательства при увольнении работников.
Потом, продолжает мой собеседник, возмущавшихся работников стали притеснять:

— Начали с первых в черном списке: отправляли неугодных в отпуск, а по возвращении сообщали, что они уволены. И до меня очередь дошла. А я за 6 с половиной лет в отпуске был только несколько недель. То у них что-то не получалось, то производственная необходимость. А тут меня вдруг из месяца в месяц гонят в эти отпуска — сразу на 80 дней.

Александр говорит, что его предупреждали: мол, на заводе он все равно работать не будет, лучше искать другое место. Искал. Однако каждый раз, узнав о возрасте, ему вежливо отказывали.

— Мне в тот период дважды скорую вызывали, давление. Коллега вообще долго в больнице лежал. Человек (у него тоже никаких замечаний не было) из рейса возвращался, а ему по телефону и говорят: «Вы уволены». У водителя инфаркт случился. Еще две женщины на больничный пошли, одна с ребенком, вторая сама заболела. Их тоже уволили, как только на работу вернулись.

С Александром контракт расторгли 11 марта. Досрочно. Как бы по соглашению сторон. С увольнением водитель не был согласен, заявление подписал под принуждением нанимателя.

Павел Варейко.
И пошел пожилой человек в районный суд с требованием восстановить на работе, возместить моральный вред. Однако в удовлетворении иска было отказано. В ответ последовали апелляционная жалоба истца и протест прокурора, которых недавно поддержал Гродненский облсуд. Его официальный представитель Павел Варейко уточнил:

— Судебная коллегия проверила законность решения районного суда и пришла к выводу, что оно подлежит отмене. И вот почему. Разрешая заявленные истцом требования, суд не учел, что одним из основных условий, на которых увольняют именно по соглашению сторон, является его полная добровольность. То есть должно быть согласие обеих сторон трудового договора. Рассматривая дело в апелляционном порядке, приняли во внимание в том числе и предпенсионный возраст человека, в силу которого, а также исходя из его профессионального образования, Александру трудно было бы найти другую работу.

Кроме того, обращения семьи Романовских в различные госорганы как до, так и после увольнения, равно как и направление заявления в комиссию по трудовым спорам райисполкома (у нанимателя комиссия отсутствовала) о несогласии с действиями нанимателя, бесспорно подтверждают вынужденный характер подписания водителем заявления о прекращении контракта.

Учли гродненские судьи и материальное, семейное положение сморгонца, ведь у него на иждивении находятся супруга-пенсионерка и несовершеннолетний ребенок с инвалидностью. Да и сам наниматель подтвердил: претензий к качеству работы истца, исполнению им трудовых обязанностей, соблюдению производственной дисциплины за весь период работы не имеет. В общем, понятно, что объективных причин для досрочного расторжения контракта у жителя Сморгони не было.

Итог истории таков. 24 июня облсуд признал увольнение незаконным. Предприятие обязано выплатить человеку возмещение в размере десятикратного среднемесячного заработка и компенсацию морального вреда. Это решение вступило в законную силу и обжалованию не подлежит.

— В суде мне очень помогли, — говорит Александр. — Спрашивали, что для меня лучше: компенсация или восстановление на работе. Я понимал, что если и вернусь туда, то контракт не продлят по окончании его срока. Так что выбрал компенсацию. А с работой помогли в центре занятости, устроили в автопарк. Мне же надо семью содержать… Я всю жизнь работал. То на Доске почета, то премии, поощрения. А тут меня вышвырнули как ненужный элемент. Рад, что все закончилось хорошо.

По примеру Александра в суд планируют пойти и другие его бывшие коллеги. И это, я считаю, правильно. Судя по документу, который попал мне в руки и который был представлен суду, за день наниматель мог уволить разом и 8 человек. Жаль, что из-за нерадивых работодателей людям приходится проходить через все это.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter