Прощай, бумага, и прости

Есть ли будущее у белорусского мультимедийного учебника?

Кто не поспешит с мультимедийным учебником, тот опоздает

В том, что классическому бумажному учебнику осталось жить недолго, сомнений нет. Поэтому можно только приветствовать инициативу Министерства образования, которое всерьез изучает возможность проведения эксперимента по внедрению в учебный процесс электронных планшетных устройств. Предполагается, что на первом этапе персональные электронные книги должны получить в пользование учащиеся одного из классов лицея Белорусского государственного университета. Их планшетные компьютеры будут содержать цифровые копии обычных школьных учебников и дополнительные материалы для самостоятельной работы. Вывод о целесообразности распространения этого опыта будет сделан через два года и, возможно, будет решено производить планшеты в республике.

Тема электроники — разговор особый. Ведь озвучивается тезис о том, что замена классических учебников 200-долларовым планшетом, который, по замыслу, должен служить школьнику от первого до последнего звонка, позволит сэкономить средства. Речь идет о более чем 20 миллиардах рублей, уходящих ежегодно на переиздание школьной литературы. Но несколько простых арифметических действий показывают, что по расходам сравнение все же не в пользу новшества.

А затраты на самом деле могут оказаться еще более неподъемными для системы образования. Ведь планшеты будут ломаться, а потому в школах необходимо содержать сервисные центры, эксплуатировать серверы со штатом специалистов. Мало того, дети есть дети, и едва ли прибор вообще проживет отведенный ему нереально большой срок. Поэтому сверхнормативные закупки гарантированы. И даже если планшет не разобьют, то, скорее всего, через пяток лет он будет непригоден к использованию из-за морального старения. И еще. Все эти умные вещицы — предмет культа для современной молодежи. И если вы думаете, что амбициозный старшеклассник будет ходить в школу с тем же планшетом, что и первоклашка, то ошибаетесь.

Впрочем, всем этим я не ставлю под сомнение необходимость перехода на электронные носители. Вопрос в другом: зачем тратить время и средства на простые цифровые копии бумажных книг, когда для специалистов совершенно очевидно, что современные электронные учебники, призванные повысить качество образования и угнаться за стремительным прогрессом, должны быть мультимедийными — со звуковым сопровождением и видеорядом, анимацией, слайд-шоу, поисковыми системами, интерактивными функциями, интернет-версией. Педагог может закачать в него дополнительный материал, контрольные вопросы и тесты для оценки знаний. Возможность пополнить свою базу данных через Интернет будет иметь и сам ученик, если подпишется на рекомендованный учебной программой сервис.

Скажете, когда то будет? Уже есть. Прототипы таких учебников в республике разработаны и сделала это ведущая в стране компания в области синтеза речи — «Сакрамент ИТ» — резидент Парка высоких технологий. Ее специалисты, работая над проектом ЮНЕСКО по созданию программы синтеза белорусского языка для незрячих, подготовили комплект мультимедийных учебников в аудиоформате, которые вот уже два года успешно используются в Беларуси во всех школах для инвалидов по зрению. Перейти от звуковой версии к варианту с визуальным текстом — лишь дело техники для IT-специалистов. Чтобы разработать полный комплект учебников для средней школы, им потребуется, как утверждают в компании, всего восемь месяцев. Обойдется же мультимедийная библиотека всей школьной программы — более 160 книг — действительно гораздо дешевле, чем издание учебников типографским способом, так как вся она размещается на одном CD-диске. Стоить такой диск, как посчитали в компании, должен около 10 долларов, а если сделать платными дополнительные сервисы, предоставляемые по желанию школьника, то за базовый комплект деньги и вовсе брать не будут.

Книги, изначально создававшиеся для незрячих, авторы не стали лишать программы синтеза речи, которая позволяет озвучивать любой текст и описывать голосом схемы и таблицы. Это должно стать дополнительной и очень полезной функцией учебника для школьников с нормальным зрением. Ведь, чтобы поберечь глаза, устающие от компьютера (по статистике 40 процентов подростков к моменту окончания школы страдают от различных нарушений зрения), учебный материал можно иногда прослушивать, причем делать это в любой обстановке, например в транспорте по дороге в школу, на природе.

Сказав об этом, я вроде бы расписался в том, что планшет для школьника покупать все же придется. Но это не так. У белорусского мультимедийного учебника есть изюминка — способность работать с любым мобильным устройством, поддерживающим формат МР3. То есть программа позволяет компактно закачивать более чем полторы сотни учебников, содержащих еще и аудиоформат, во что угодно — в аудиопроигрыватель, айфон, айпод, тот же планшет, ноутбук, нетбук, персональный компьютер. Подобных инновационных разработок в мире нет, и не случайно свой продукт белорусская компания запатентовала.

— Технически и интеллектуально школьники готовы к работе с мультимедийными учебниками, и наши опросы показывают, что делать они это будут охотно, так как хорошо видят, что новшество позволит им упростить и улучшить подготовку, — говорит учредитель компании «Сакрамент ИТ» Валерий Егоров. — Что же касается острого вопроса — расходов государства на покупку планшетов, то наш проект освобождает его от этого бремени. Ведь мы используем то обстоятельство, что у каждого школьника обязательно есть какое-либо мобильное коммуникационное устройство, пригодное для закачивания в него наших учебников. Таким образом, государство может взять на себя обеспечение планшетами только детей малоимущих родителей.

Да, продолжает Егоров, у смартфона маленький экран и читать большой текст неудобно. Но можно слушать. А придя домой или в школу, можно вывести текст на монитор компьютера. Мы, кстати, провели исследование и установили, что в городах компьютеры есть у 95 процентов учеников 9—11-х классов и у 70 процентов 7—8-классников. Купить бывший в употреблении компьютер можно дешево, а новый магазины предлагают в кредит на выгодных условиях. Поэтому перспективы для того, чтобы система образования приняла наше предложение и выступила в качестве заказчика, хорошие. Если будет госзаказ, мы возьмем кредит в банке или обратимся в Белорусский инновационный фонд, который уже обещал поддержку. По расчетам, уже в первый год проект не только окупит затраты на производство и разработку, но и принесет более 6,6 миллиона долларов прибыли. Кроме того, мы планируем создавать мультимедийные учебники для вузов и уже провели исследование в одном из университетов, которое показало, что 88 процентов студентов готовы приобретать их хоть сейчас. Скорее всего, откликнемся и на предложения тех стран, которые нашей разработкой заинтересовались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter