Как вывести на откровенный разговор преступника, где искать следы и с какими подозреваемыми работать сложнее?

Прорвемся, опера

За последние годы в принципах работы уголовного розыска изменилось немногое: базы данных стали более совершенными, появились новые технологии и компьютерные программы. Однако основные качества розыскников — ум, внимательность, оперативность и наблюдательность — по–прежнему главные инструменты современных сыщиков. Как вывести на откровенный разговор преступника, где искать следы и с какими подозреваемыми работать сложнее?


Фото Артура ПРУПАСА

Старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Фрунзенского РУВД Минска майор милиции Александр Бирченко в уголовном розыске уже двенадцать лет. Три года раскрывает особо тяжкие преступления, совершенные против личности. Именно он распутывал резонансные злодейства последних лет, совершенные во Фрунзенском районе: особо жестокое убийство Юлии Соломатиной, гибель ребенка, которого мать выбросила с 12-го этажа, и многие другие. Выводить злоумышленников на чистую воду — то, чему Бирченко всегда хотел посвятить жизнь. За прошедшее время у него нет ни одного нераскрытого убийства. Из неразгаданных задачек осталась всего одна: факт причинения тяжких телесных повреждений. На языке оперативников это называется «неудачей». Но именно в таких случаях у настоящих «оперов» внутри обостряется азарт охотника, жаждущего поимки преступника.

Однако привлечь того к ответственности удается не всегда. «Ты прекрасно осознаешь, что перед тобой человек, который совершил преступление. Но против него у тебя ничего нет, доказательств недостаточно. И ты понимаешь, что нельзя посадить в тюрьму человека, потому что он просто плохой. Однако таких людей неизбежно ждет наказание, пусть даже за совершение ими других преступлений», — считает Бирченко.


В этом подъезде произошла трагедия. Трехлетнего сына выбросила с балкона его мать.
Фото с сайта kp.by

«Когда идет серия преступлений с одним и тем же «почерком», появляется своего рода спортивная злость. На этой волне работаешь днями и ночами, чтобы поймать злоумышленника», — делится ощущениями оперативник.

Сотрудник угро вспоминает, как 7 лет назад в районе Сухарево в лесополосе на протяжении двух месяцев избивали и грабили молодых парней. Схема была одна: симпатичная девушка просила незнакомцев провести ее через лес домой, потому что якобы боится идти одна. На середине пути на парня нападали трое преступников, избивали и забирали все вещи. Их все же удалось поймать. Оказалось, преступную схему с красавицей–приманкой разработали наркоманы.

Сходный случай — с тремя жителями Минского района, которые по выходным приезжали в Минск и, прогуливаясь по городу, нападали на прохожих. Избивали с особой жестокостью, забирали ценности. Нападения продолжались около месяца, в итоге преступники все же были задержаны.

Еще одна показательная история. Прибывших на место убийства 53–летней хозяйки квартиры по улице Сухаревской сотрудников милиции насторожило то, что убийца не взял из квартиры ничего ценного, за исключением двух ноутбуков и пары сотен евро. «Значит, он боялся, что в ноутбуках содержится важная информация», — предположили оперативники. Сотрудники милиции разыскали подругу убитой, у которой она ночевала за пару дней до происшествия. По счастливой случайности на ее компьютере оказался сохраненным пароль от аккаунта погибшей. В руках у милиции оказалась вся переписка, которую вела минчанка с виртуальными знакомыми. «Там были десятки мужчин, с которыми она общалась в социальных сетях. Изучая все разговоры, внимание обращали на те, где у погибшей просили номер телефона. Один из знакомых привлек внимание сыщиков. Стало понятно, что это очень необычный человек». А дальше — дело техники. Отправив запрос на российский сайт, оперативники узнали, кто зарегистрирован под сетевым псевдонимом. Проверка показала, что виртуальным ухажером был минчанин, 5 раз судимый за грабежи и разбои. При его задержании нашлись похищенные вещи. Он познакомился в интернете с женщиной, а затем, узнав, что в ее квартире находится множество драгоценностей, напросился в гости, чтобы убить и похитить имущество. Преступление было раскрыто в течение суток.

Самое сложное в работе, по словам Александра Николаевича, — терпение: «Иногда бывают моменты, которые тяжело пережить психологически. Трудности порой нужно просто перетерпеть, выдержать, не перегореть эмоционально». Для примера оперативник вспоминает убийство малолетнего ребенка, которого мать выбросила из окна. После этого дела Александр домой пришел, как говорится, «без лица». Это было несложное для раскрытия преступление, дело нескольких часов. Но в душе чувствовалась горечь от понимания того, кто стал убийцей и жертвой. «Радости от поимки виновницы не было». Оперативник уверен: раскрывая особо тяжкое преступление, выезжая на место происшествия (например, убийства) важно абстрагироваться от того ужаса, который видишь, и хладнокровно работать.





Фото Александра РУЖЕЧКА
По признанию Александра Николаевича, служба в уголовном розыске иногда истощает эмоционально. Часы разговоров с преступником в попытках убедить его рассказать истинную картину произошедшего — одна из наиболее сложных задач. «Беседа с сидящим напротив тебя подозреваемым, который полностью отрицает свою вину, — самое тяжелое, особенно для начинающего сотрудника. Нужно установить с задержанным психологический контакт, разговорить его, что зачастую бывает непросто. С годами я стал чувствовать себя уверенно в этом нелегком общении», — улыбается майор милиции Бирченко.

Единого механизма, как заставить подозреваемого говорить правду, у оперативников нет. На помощь приходит интуиция. «Я бы не отказался от «инструкции» либо учебного пособия, в котором была бы прописана технология допроса. Но в основном приходится импровизировать, выбирая индивидуальный стиль общения с каждым», — делится оперативник. Бывает, что беседа с одним из задержанных выстраивается в форме доверительного разговора, с другим приходится быть строже. Самое главное правило для всех оперативников — не нарушать закон и не применять физическое воздействие.

Есть свои особенности в работе с ранее судимыми и с теми, кто никогда раньше не преступал закон. Бытует мнение, что рецидивисты — наученные опытом крепкие орешки и никогда не признают своей вины. Однако это не всегда так. Понимая, что наказание неизбежно, они зачастую идут навстречу следствию, чтобы смягчить грядущую ответственность.

Другое дело те, кто ранее не совершал преступлений. В основном такими людьми руководит страх, они не знают, что будет дальше. Бирченко говорит, что неведение рисует им картины ужасного будущего в тюрьме, поэтому они зажимаются и их очень непросто вызвать на откровенность.

Раскрывать преступления сотрудникам уголовного розыска приходится едва ли не каждый день. Это сложная работа, основанная на логике, эрудиции и зачастую везении, не имеет выходных, отпусков, четкого графика. Тем не менее, по мнению Бирченко, того, кого действительно увлечет поиск и задержание преступников, сбор улик и доказательство вины, она никогда не разочарует. Ведь, как бы ни было тяжело в процессе, результат оправдывает все усилия.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 205 (24835). Пятница, 23 октября 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter