Пропустите нас в студенты!

Ежедневно организаторы централизованного тестирования выписывают примерно 15 тысяч пропусков на испытания Восемь регистраторов работают в региональном центре тестирования на базе Белорусского государственного аграрного технического университета в первую смену, восемь — во вторую. Свидетельствуем как очевидцы: всем шестнадцати скучать в ожидании посетителей не приходится.

В аудиториях БГАТУ пройдет централизованное тестирование по пяти предметам. Зарегистрироваться, согласно принципу “одного окна”, можно на все четырнадцать: в соседних аудиториях разместились пункты регистрации еще нескольких учебных заведений.
— Абитуриенты пошли грамотные, на регистрации чувствуют себя гораздо увереннее, — отмечает декан факультета довузовской подготовки и профориентации Белорусского государственного аграрного технического университета Владимир СЫТИК. — Серия репетиционных испытаний, организованных специалистами Республиканского института контроля знаний и региональных центров тестирования, познакомила выпускников школ с технологиями централизованного тестирования.
Организаторы централизованного тестирования тоже стали грамотнее, даже по сравнению с прошлым годом. Недавно РИКЗ подвел итоги исследования жизненных планов выпускников школ “Профпрогноз-2007”. Полученные данные свидетельствуют, что предстоящая абитуриентская кампания будет такой же жаркой, как прошлая: примерно 80 тысяч выпускников заявили о желании поступать в вузы. Им составят конкуренцию выпускники школ прошлых лет и воспитанники системы профессионального образования. Самыми массовыми, как и в прошлом году, станут испытания по математике, русскому и белорусскому языкам. Самые популярные у выпускников нынешнего года специальности связаны с математикой, медициной, правоведением.
 Это не означает, что абитуриентская кампания-2007 никому не предвещает неожиданностей.
— Наверное, есть некий, до сих пор не обоснованный научно “закон вчера проснувшегося абитуриента”, — заметил директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ. — Нам кажется, что правила приема в вузы и порядок проведения централизованного тестирования знает весь мир, но, к сожалению, каждый год находятся несколько человек, которые не знали о трех этапах репетиционного тестирования, или за весь месяц май не успели зарегистрироваться в качестве участников испытаний, или понятия не имели о том, что при поступлении на заочное и вечернее отделение тоже надо пройти централизованное тестирование.
Чтобы попавших под действие этого закона абитуриентов нынешним летом было как можно меньше, директор РИКЗ ответил на несколько вопросов из редакционной почты “НГ”
— Могут ли зарегистрировать абитуриента его род-ственники?
— Инструкция предполагает подобную регистрацию, если речь идет о родственниках живущего за рубежом абитуриента. Бывают и другие исключительные случаи: допустим, молодой человек попал в больницу. Остальные абитуриенты должны заполнить бланки заявлений собственноручно. Это в их интересах: другой человек может что-то заполнить не так, как хочется абитуриенту. Поэтому на бланках есть графа “Личная подпись”.
Каждая строчка инструкции для организаторов централизованного тестирования не случайна, а, как правила пожарной безопасности или дорожного движения, обусловлена практикой проведения централизованного тестирования в Беларуси. Несколько лет назад, когда эта норма еще не была обязательной, случались неприятные для абитуриентов ситуации: бабушки, которые приходили регистрировать внуков, путали предмет “История Беларуси” со “Всемирной историей новейшего времени”, неверно указывали язык тестирования.
— Какой результат в сертификате относится к неудовлетворительной отметке?
— В соответствии с постановлением Министерства образования Беларуси от 27 февраля 2007 года — от 1 до 14 тестовых баллов включительно.
— Можно ли сдать два испытания в Лиде, а третье — в Минске?
— Это не противоречит нормам проведения тестирования, хотя мы ориентируем абитуриентов на то, чтобы сдавать все тесты в одном месте. Если абитуриент успел зарегистрироваться на все три тестирования в Лиде, ему необходимо до окончания срока регистрации сдать один пропуск и перерегистрироваться на этот предмет в другом месте.
Мы просим абитуриентов не регистрироваться на один и тот же предмет в разных пунктах. Лишние тестовые задания и бланки ответов в масштабах страны выливаются в огромные расходы. Обычно организаторы вычисляют таких хитрых участников до начала испытаний. Мы можем снять его с регистрации в одном из пунктов, но до сих пор этим правом не пользовались. Вдруг аннулируем пропуск именно там, куда молодой человек придет на испытание, и из-за этого он лишится возможности стать студентом? Но я очень прошу молодых людей не испытывать таким образом судьбу.
— Какие причины, кроме болезни, дают право сдать тесты в резервный день?
— Я всегда был против четкого перечня таких случаев, потому что жизнь богаче наших представлений о ней, и этот список никогда бы не был завершен. Бывают непредсказуемые ситуации: собака изгрызла паспорт, и абитуриент не смог сдать предмет вместе со всеми. Поэтому каждое заявление с просьбой сдать испытание в резервный день рассматривают местные комиссии по организации испытаний.
Абитуриентам, удаленным за нарушение дисциплины в основной день, пересдавать в резервный не разрешено. Это правильно:  в противном случае количество нарушений резко бы возросло.
— Почему организаторы репетиционного и централизованного тестирования забирают черновики?
— Это тоже в интересах абитуриента. Мы не принимаем апелляций, но спорные ситуации на испытаниях бывают. Если абитуриент заявляет организаторам, что задание не имеет верного ответа или некорректно сформулировано, эта информация заносится в протокол и запечатывается вместе с тестовыми заданиями. Мы разбираемся в каждом конкретном случае. Иногда для такого расследования нужны не только тестовые задания, но и рабочие записи абитуриента.
Представьте ситуацию, которой не было, но гипотетически она могла быть: абитуриентам разрешили оставлять черновики, и один из них по ошибке отдал организатору черновик, а себе оставил заполненный бланк ответов. Даже если он спохватился спустя несколько минут, исправить что-либо невозможно: ответы собраны, запечатаны и с фельдъегерской службой отправлены в Минск. А абитуриент лишился возможности участвовать в конкурсе текущего года!
Поэтому инструкция настаивает на том, чтобы абитуриент сдал все бумаги, лежащие перед ним на столе.
— Будут ли в этом году стобалльные результаты?
— Судить об этом по результатам третьего тура репетиционного тестирования рано, потому что процесс их обработки еще не завершен. Но мне часто приходится повторять, что при рейтинговой системе оценивания стобалльников не должно быть вообще.
РИКЗ часто упрекают в том, что тестовые задания слишком сложные. Всякий раз мы показываем графики результатов испытаний, свидетельствующие о том, что упрощение заданий резко увеличит количество абсолютных результатов. Дифференцирующая способность тестирования на престижные специальности будет равна нулю.
Мы можем увеличить процент простых заданий в тестах, но, поскольку они не вызовут затруднений у большинства абитуриентов, количество выполнивших их участников тоже возрастет, как следствие — “цена” каждого задания упадет. Система ранжирования построена так, что чем меньшее количество участников справилось с заданием, тем большее количество баллов за него начисляется. И наоборот: легкие задания оцениваются невысоко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter