Прообразы Апостола

С большим интересом посмотрел недавно вышедший на экраны телесериал «Апостол». Евгений Миронов, как всегда, на высоте. Приятно удивил Николай Фоменко, сыгравший начальника отдела 4-го Управления НКВД СССР...

С большим интересом посмотрел недавно вышедший на экраны телесериал «Апостол». Евгений Миронов, как всегда, на высоте. Приятно удивил Николай Фоменко, сыгравший начальника отдела 4-го Управления НКВД СССР. Однако фильм интересен не только игрой актеров, но и хитро сплетенным сюжетом. До последней серии пребываешь в неведении, кто есть кто. Дополнительные сюжетные линии, связанные с семейной жизнью героев, позволяют увидеть драматизм того времени, дают возможность сопереживать вместе с ними. Поскольку фильм игровой, то авторы вольны придумывать любые повороты. И они такой возможностью воспользовались. 

Телезрителей могли заинтересовать знаки различия (специальные звания) сотрудников и руководящего состава НКВД. Так, герой Фоменко носит на петлицах три «шпалы», а все обращаются к нему «товарищ капитан». Дело в том, что согласно постановлению ЦИК и СНК СССР № 103/1091 от 10 июля 1937 года для Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР были установлены знаки различия, аналогичные принятым в РККА. Капитан госбезопасности Хромов носил на петлицах три «шпалы», что соответствовало воинскому званию подполковник, а его начальник – комиссар госбезопасности 3-го ранга Демин – три «ромба» — в армии комкор. 

К числу придумок можно отнести вербовку, подготовку, а затем засылку в разведшколу брата-близнеца убитого немецкого агента. Евгений Миронов играет двух братьев Истоминых – Петра (агент Коваль, бывший вор Щелкун) и Павла (учитель географии). 

Советские органы госбезопасности практиковали перевербовку германских агентов. Одним из инициаторов такого подхода был начальник управления особых отделов (военной контрразведки) НКВД В.С. Абакумов. Риск, безусловно, имел место, но игра стоила свеч. Попытка перевербовки агента Коваля, конечно же, имела смысл, а вот засылка под его личиной брата-близнеца – авантюра чистой воды. Засыпался бы такой агент в первый день. Надо отдать должное авторам фильма. Они это учли и попытались, как могли, помочь Павлу Истомину. 

В остальном фильм опирается на конкретные исторические факты. Абверкоманда-104 (позывной «Марс») действовала при группе армий «Север». С сентября 1941 года дислоцировалась в Пскове. Агентура вербовалась в лагерях военнопленных в Кенигсберге, Сувалках, Каунасе и Риге. Многие советские военнопленные соглашались на вербовку из-за нечеловеческих условий жизни в концлагерях. Их дальнейшая подготовка проводилась в разведшколах в Брайтенфурте, Борисове, Балдоне, Варшаве, Мызе и других. Одновременно в разведывательных школах обучалось по 50—300 агентов, а в диверсионно-террористических – по 30—100. Срок обучения агентов зависел от характера их деятельности: для разведчиков ближнего тыла – от двух до четырех недель; разведчиков глубокого тыла – от одного до шести месяцев; диверсантов – от двух недель до двух месяцев; радистов – от двух до четырех месяцев и более. В непосредственном подчинении абверкоманды-104 находились школы в Валге и Стренчи. Агенты готовились для работы в глубоком советском тылу в районах Вологды, Рыбинска, Череповца, других городов. Как правило, группа состояла из 2—3 агентов-разведчиков и радиста. Переброска групп осуществлялась самолетами с Псковского, Смоленского и Рижского аэродромов, в редких случаях — с переправочных разведпунктов в Изборске, деревнях Возуны и Каменка. 

Для проверки благонадежности агентов немцы нередко практиковали ложную выброску на контролируемую ими территорию. Об этом, кстати, упоминается в фильме. После ложного десантирования группу начинали преследовать немецкие подразделения, переодетые в форму НКВД. Иногда это дорого обходилось инициаторам проверки. Так, развед­группа немецкого агента Сорокина, не сумев оторваться от преследователей, приняла бой с «энкавэдэшниками» и многих из них уничтожила. Немцы, однако, этот подвиг оценили своеобразно: вместо награждения Сорокина отправили в лагерь для военнопленных, а затем расстреляли. 

В качестве прообраза Павла Истомина мог выступить советский контрразведчик Мелентий Малышев, внедрившийся в развед­школу в местечке Валга под видом перебежчика. Впоследствии он добыл ценную информацию о курсантах школы. Германские разведшколы и центры являлись объектами первоочередных устремлений советских спецслужб. Вот лишь некоторые примеры успешных операций советских органов госбезопасности. 

Успешно действовал зафронтовой агент военной контрразведки К.С. Богданов. По классификации Сунь-Цзы его следовало бы назвать «обратным шпионом». В августе 1941 года младший лейтенант Богданов попал в немецкий плен, где был завербован и направлен для обучения в Смоленскую диверсионную школу. После заброски в советский тыл он добровольно явился в органы советской военной контрразведки. Допросы и проверка Богданова длились недолго. В июле 1943 года он вновь, но уже по заданию Смерша, перешел линию фронта. За «успешное» выполнение задания руководство школы выдвинуло Богданова на должность командира взвода с одновременным присвоением ему звания лейтенанта германской армии. 

За время работы в школе он завербовал 6 курсантов и снабдил их паролем на случай перехода линии фронта. В октябре 1943 года из курсантов школы был сформирован карательный отряд. Богданов возглавил первую группу отряда. Он сумел склонить к сотрудничеству командира третьей группы Афанасьева. Находясь с отрядом в Руднянском лесу в районе Орши, Богданов и Афанасьев увели 88 человек в д. Сенная Витебской области, где связались с командованием 16-й Белорусской партизанской бригады. 

Богданова и еще 24 человека зачислили в партизанский полк особого назначения, а из оставшихся «карателей» был сформирован партизанский отряд под командованием Афанасьева. Воевали новоиспеченные партизаны не за страх, а за совесть. В январе 1944 года Богданов возвратился в расположение войск 1-го Прибалтийского фронта. А в феврале его ждало новое задание. 

Только с октября 1943-го по май 1944 года военные контрразведчики перебросили в тыл противника 345 агентов, в том числе 50 перевербованных агентов германской разведки. Возвратились после выполнения задания 102 человека, внедрились в разведшколы – 57, а 26 человек остались в разведорганах, выполняя задания военной контрразведки. За указанный период всеми органами ГУКР «Смерш» было выявлено 1103 агента противника, из них 273 – арестованы. Благодаря хорошо организованной зафронтовой работе органы военной контрразведки в ряде случаев располагали подробными сведениями об агентах противника еще в период их подготовки в разведшколах. 

Радиоигры с противником также активно практиковались органами государственной безопасности СССР. Советская контрразведка начала «войну в эфире» в 1942 году. До образования ГУКР «Смерш» координатором этой работы являлось 4-е Управление НКВД СССР под руководством генерал-лейтенанта П.А. Судоплатова. Необходимость применения такого острого оружия, как радиоигры, была продиктована самой жизнью. Практически все агентурные группы противника обеспечивались радиостанциями... 

Из 74 захваченных органами НКВД к началу августа 1942 года германских агентурных радиостанций 31 использовалась для передачи дезинформации. 

В мае 1943 года все радиоигры, за исключением игр «Монастырь», «Курьеры», а затем и «Березино», были переданы в 3-й отдел ГУКР «Смерш» НКО. 16 июля 1943 года В.С. Абакумов утвердил «Инструкцию по организации и проведению радиоигры с противником». 

Радиоигра, являясь острым оружием, при неосторожном или неумелом ведении ее может быть обнаружена и использована противником против нас. Поэтому вся работа по радиоиграм должна быть строго централизована. 

Включение захваченной вражеской агентурной рации в радиоигру и все тексты радиограмм, передаваемые по этим станциям, санкционируются лично начальником Главного управления контрразведки «Смерш» НКО. 

Успешное использование радиоигр значительно снижало разведывательную активность противника на конкретном участке фронта или в тылу. В качестве подтверждения можно привести радиоигру «Десант». 9 сентября 1944 года начальник ОКР «Смерш» Орловского военного округа сообщил руководству ГУКР «Смерш» о промежуточных результатах, достигнутых в ходе этой радиоигры: «В результате проводимых нами оперативных мероприятий по делу «Десант» немецкой разведкой в ночь на 4-е и вторично в ночь с 5-го на 6 сентября с.г. на 4-моторном самолете из местечка Подембицы (38 км от г. Лицманштадт) в районе д. Пашенки Навлинского района Брянской области была выброшена группа парашютистов-диверсантов в количестве 15 человек во главе с лейтенантом Павловым как пополнение ранее выброшенным группам Хасанова и Курбанова. 

Одновременно было выброшено 112 мест груза общим весом около 6 тонн. 

С 3-го на 4 сентября было выброшено 13 агентов-диверсантов, из которых задержано 10 человек… 

Старший группы лейтенант Павлов и другие диверсанты после приземления оказали вооруженное сопротивление нашим оперативным группам и во время перестрелки были убиты». 

Как выяснилось в ходе допросов захваченных диверсантов, группе Павлова ставились задачи по подрыву железнодорожных мостов на линии Брянск – Гомель. Предполагалось, что после выполнения задания группа передислоцируется в район Могилева, откуда будет совершать диверсии на железнодорожных магистралях Брянск—Гомель, Рославль—Кричев—Орша, Брянск—Льгов, Орша—Смоленск. Далее немцы планировали заброску еще 160 диверсантов-парашютистов во главе с капитанами Цамаем и Коротовским. 

Радиоигра «Десант» была прекращена в апреле 1945 года. В результате радиоигры вызвано на нашу сторону 27 агентов германской разведки, у которых изъято: один миллион советских денег, 2 радиостанции и около 7 тонн оружия, взрывчатых веществ, бое­припасов, обмундирования, продуктов питания и различных предметов первой необходимости. Более полугода противник ориентировался на «негодный» объект, затрачивая впустую силы и средства. 

КСТАТИ 

Премьерный показ сериала «Апостол» на Первом Национальном канале привлек рекордное количество зрителей. Таковы результаты опроса, проведенного аналитическим центром «EcooM». 12-серийный военный боевик, рассказывающий о борьбе между советской и немецкой разведками в годы Второй мировой войны, стал одним из самых рейтинговых телевизионных событий года. Его посмотрело более 37 процентов зрителей. Более того, «Апостол» — самый обсуждаемый проект марта. Более половины опрошенных отметили, что в разговорах с друзьями и коллегами обсуждали развитие сюжета сериала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter