За 4 месяца сельхозпредприятия Витебщины получили на 3,1 тысячи тонн молока меньше, чем в прошлом году

Промаялись до мая

Упущенная выгода от продажи молока за четыре месяца на Витебщине оценивается примерно в два миллиона рублей. Как ее наверстать?


Во время недавнего назначения на должность руководителей нескольких райисполкомов Александр Лукашенко в очередной раз обратил внимание на ситуацию в сельском хозяйстве Витебской области, в частности, на необходимость совершенства структуры севооборота. В некоторых районах можно в больших объемах возделывать зерновые культуры. В других районах и во всех хозяйствах нужно выбрать только отдельные поля, чтобы потом производить комбикорм для крупного рогатого скота. Все остальное надо отдавать под травы и производство молока. Но для этого необходимо срочно менять севообороты. А заодно наращивать производство кормов, молока. Тем более что получать его высокого качества очень рентабельно. На молоко приходится около 60 процентов выручки. И если мелеет молочная река, другие источники дохода эти потери не компенсируют. 


Как обстоят дела с производством и продажами молока на Витебщине сегодня? За январь от каждой коровы получили 286 килограммов, увеличив продуктивность на 0,4 процента. Потом она сократилась на два процента — за два месяца надоено от коровы 550 килограммов молока. За первый квартал разница по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась до 23 килограммов. Одновременно сократилось  и валовое производство. За январь—апрель недополучено  более 3,1 тысячи тонн молока, в том числе за апрель — почти 2,5 тысячи тонн. По итогам трех месяцев  это единственная  область в республике, которая  не только не вышла  на соответствующий уровень прошлого года, но и получила  от коровы менее тонны молока. В чем причины  случившегося? 

В том, что это случится обязательно,  можно было не сомневаться. Если стадо не получает достаточно концентратов, а заготовленные травяные корма не лучшего качества, то о чем можно говорить. Минимизировать потери рассчитывали за счет весеннего зеленого конвейера, а тут ударили морозы, пролились дожди.

Но если перед природой человек практически бессилен, то списывать на нее низкое качество заготовленных в прошлом году кормов — не веское оправдание.  Тем более уже сколько  говорилось о том, что необходимо совершенствовать структуры посевных площадей, уделять больше внимания животноводству, а значит, и кормопроизводству. Ведь  именно молоко для хозяйств  основной источник дохода, около 60 процентов выручки. 

Да, в прошлом году на стойловый период травяного фуража заготовили больше по сравнению с предыдущим. Но качество отдельных партий не выдерживало никакой критики. Помню негативную реакцию министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца на грубейшее  нарушение технологии закладки сенажа в Докшицком райагросервисе. Для изучения причин и устранения недостатков туда направилась целая комиссия, ситуацию на контроле держала и местная прокуратура,  пообещавшая привлечь виновных к ответственности, если сенаж окажется некачественным. 

При подготовке материала поинтересовался результатами проверки фуража. Мне сказали, что  заготовленный в хозяйстве корм соответствовал установленным требованиям. Правда, в Докшицком районе остатки травяного фуража на 1 мая ниже прошлогоднего уровня на условную голову скота более чем на 3 центнера кормоединиц. В результате валовое производство молока за четыре месяца сократилось на 3,4 процента. И еще больше — за апрель. 

С тем, что только  наличие нужного количества травяных кормов не гарантирует прибавку надоев, вряд ли кто будет спорить. Животные  тоже любят вкусно поесть — качественный силос, сенаж, заправленный концентратами  рацион. Но из всех обследованных проб кукурузного силоса, у которого большая обменная энергия, только 5,6 процента отнесено к высшему классу. В то время как страна  силоса такого качества заготовила почти 45 процентов. Если меньше его высшего класса, то, понятно, больше первого. Второму классу, приводит примеры главный специалист управления ветеринарии Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Татьяна Никифорова, соответствовало  28,5 процента, в то время как по стране —  10,1 процента. Третьим классом значилось более 13 процентов силоса. Почему так получилось?

В ПРОШЛОМ году в области  несвоевременно посеяли кукурузу. К уборке она, можно сказать, не созрела.  Спелить ее было бессмысленно, потому  на высокую отдачу можно было не рассчитывать. К тому же дойному стаду пришлось дозировать концентраты с учетом дефицита, а не от потребности. 

Кстати, в стойловый период под полную потребность их не выдавали  не только на Витебщине. На 1 апреля комбикормов  в стране  было примерно на полмиллиона тонн кормоединиц меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В Витебской области на начало мая — на 47,7 тысячи тонн. Дай сегодня дополнительно такое количество зернофуража, и можно не сомневаться — прибавка молока будет. Если, например, в Витебском и Городокском районах запасы зернофуража на то время превышали прошлогодний уровень, то и  темпы производства молока за январь—апрель выше прошлогодних. В остальных районах зернофуража было меньше на тысячу, три, пять и даже семь тысяч тонн. У некоторых предприятий он закончился еще в начале года. Чтобы хоть как-то выйти из положения, пришлось занимать его в счет будущего урожая. В какой-то степени это сдерживало падение надоев, но управлять процессом оказалось очень сложно.

 К тому же дал знать еще один недостаток — дефицит белкового сырья. Если в феврале-марте прошлого года для его пополнения из бюджета выделили около десяти миллиардов неденоминированных рублей, то теперь пришлось обходиться без такой помощи. В результате не обеспечен полноценный раздой животных. Для оздоровления в некоторых районах пришлось выпускать на пастбище сухостойных коров, которые содержатся на комплексах.

Пик снижения надоев в области прошел. Разница с прошлым годом достигла максимума в мае. Полагали, что она будет меньше. Все ждали тепла, рассчитывали выпустить коров на пастбища, как только пойдет в рост трава. Кто-то уже и вывел стада на траву,  но в третьей декаде апреля ударили заморозки. Животных пришлось снова поставить в помещения. 

Очередное испытание держали в конце первой декады мая, когда в Поставском, Глубокском, Браславском и других районах выпал снег. На такой стресс, как известно, животные реагируют надоями, и ни о  какой прибавке и речи не могло быть. Удержать бы то, что имеешь. Тем более что в апреле производство молока наращивали только Витебский, Городокский, Дубровенский и Чашникский районы, а на 17 мая еще не все поголовье вышло на пастбища.

В регионе только 50 тысяч коров примерно из 190 тысяч содержится на молочно-товарных комплексах,  остальные  выпасаются. Поэтому надои в немалой степени определяют и погодные условия. Как только потеплело, пошел в рост подкормленный травостой, пошла  и прибавка —  по 15—20 тонн молока в день. Если на 17 мая от каждой коровы недополучали его почти по два килограмма, то 21 мая — уже 1,6 килограмма. 

УПУЩЕННУЮ финансовую выгоду уже не наверстать. За четыре месяца молока реализовано примерно на 4,5 тысячи тонн меньше, чем в январе—апреле прошлого года. Сельхозпредприятия недополучили около двух миллионов рублей. Дай сейчас крестьянам эти  деньги,  и насколько меньше проблем было бы с ремонтом техники, обеспечением горючим, накоплением туков. 

Но для этого нужно больше доить, заготавливать корма, улучшать их качество, уже теперь работать на результаты следующего года. Такова специфика молочной отрасли.

Комментарий первого заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Владимира  МАШЕРО:

— По итогам прошлого года производство животноводческой продукции увеличилось на 3 процента, за январь—апрель темп его роста 106,6 процента. Заметно добавили в производстве свинины, птицы, яиц. На сто процентов вышли по выращиванию КРС. 

Не радует пока лишь ситуация в молочной отрасли. Погода прошлогодней весны не позволила своевременно посеять кормовые культуры. Сеять кукурузу, например, закончили в начале июня. Отрицательно на производстве молока сказался и неурожай рапса. Рассчитывали и нынче в апреле вывести скот на пастбища, и этим планам  не суждено было сбыться.  

Тем не менее приложен максимум усилий, чтобы не повторить прошлогодних ошибок. Если область не высушит или не зальет, в первом полугодии производство молока восстановим на уровень прошлого года. 

zybulko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter