Прокурор не статист, а организатор законности

Состоявшийся в резиденции Президента разговор вызревал поступательно...

Состоявшийся в резиденции Президента разговор вызревал поступательно. Не так уж и часто здесь под совещания отводится самый вместительный зал. Съехались прокуроры из всех областей. Речь шла о совершенствовании их работы. Подготовить такое собрание Президент поручил Генеральному прокурору Александру Конюку при назначении его на должность. Это было в сентябре прошлого года. Лейтмотив очевиден: создавался Следственный комитет. Прокурорские полномочия, касающиеся проведения предварительного следствия, делегировались новой структуре. При этом обязанность осуществлять надзор за законностью ведения следствия, разумеется, оставалась в силе. Более того, Президент ставил перед прокурорами задачу содействовать становлению Следственного комитета.


Были вопросы иного плана. Открывая совещание, Президент еще раз напомнил о них:


— Генеральная прокуратура чрезмерно увлекалась теориями и законодательными изысканиями, ограничиваясь при этом узковедомственными подходами, без учета интересов и взаимодействия с другими структурами. Мной поставлена задача перед всем силовым блоком и блоком правоохранительным о дальнейшем совершенствовании, может быть, даже по некоторым направлениям — реформировании. Это касается и Генеральной прокуратуры... Ее система не может оставаться статичной. Она должна развиваться и совершенствоваться вместе с обществом, чтобы иметь возможность оперативно и адекватно реагировать на современные вызовы...


К сожалению, не всегда нам удается нормально, своевременно и адекватно реагировать на эти современные вызовы. Не просматривается цельного видения прокурорами своей роли в реформируемом правоохранительном блоке. Зачастую конкретная работа подменяется многочисленными формальными совещаниями, обсуждениями и, что категорически неприемлемо, бумаготворчеством. Непонятно, зачем тратить на это время, если реальной пользы такая деятельность не приносит. Нужен результат.


Президент выделил еще несколько важных моментов. Прокуроры должны стоять на страже прав и интересов хозяйствующих субъектов. Понятно, что при этом не допуская и их слишком «вольного поведения». Установленный законом баланс прав и обязанностей должен соблюдаться и частником, и государством. Бюрократический произвол, ограничения конкуренции, необоснованное предоставление преференций — тоже актуальные проблемы. Обращаясь к прокурорам, Президент обобщил:


— В целом состояние законности в экономической сфере далеко от идеала. И здесь ваша работа очень важна в контакте с Правительством.


Во взаимодействии с другими компетентными органами необходимо усилить борьбу с коррупцией. А основа всей деятельности — кадры. Ответственные, компетентные, преданные своему делу. Здесь тоже есть над чем поработать.


Кадровый вопрос позже поднимали в своих выступлениях и руководители областных прокуратур. К совещанию были подготовлены предложения о разных вариантах его решения. Среди них — объединение прокурорских структур близлежащих районов в одну. Президент внимательно выслушивал доводы, интересовался мотивацией, полемизировал. За дискуссией последовал однозначный вывод: укрупнение прокурорских органов нецелесообразно.


Из выступлений Генпрокурора, руководителя Следственного комитета Валерия Вакульчика, Председателя Конституционного Суда Петра Миклашевича, Председателя Верховного Суда Валентина Сукало можно сделать главный вывод: новая правоохранительная структура — Следственный комитет — вполне органично вписалась в архитектуру общей системы обеспечения национальной безопасности. Налажено деловое взаимодействие смежных ведомств. Налицо и качественные перемены. Следственные недоработки минимизированы. Об этом говорит статистика. Ею утомлять не буду. Хотя она весьма убедительна. Однако что такое сухой счет, если не принимать во внимание, что за каждой цифрой судьба человека? Оценку переменам ставят люди. И именно в этом контексте Президент ставит задачи прокурорам.


Первое:


— В связи с созданием Следственного комитета речь должна идти прежде всего об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений... Ранее мы четко определились, что основная цель создания комитета — это повышение уровня защиты прав и законных интересов наших граждан... Поэтому, ужесточив надзор, прокуратура должна подставить плечо и оказать комитету помощь в налаживании эффективной работы... Это касается отношений между Следственным комитетом и другими правоохранительными органами... Не должно быть конкуренции или, что еще хуже, межведомственных споров и конфликтов. Все делают одно общее дело.


Второе:


— Функция поддержания прокуратурой государственного обвинения в суде выполняется недостаточно эффективно. Пора обеспечить реальную состязательность правосудия. К сожалению, государственный обвинитель еще не стал той значимой фигурой и активным участником процесса, как того требует закон. В результате сам суд вынужден собирать доказательства, назначать экспертизы, разыскивать и вызывать новых свидетелей. Государственной прокуратуре надо учитывать, что государственное обвинение — это уже завершающая стадия участия прокурора в уголовном процессе.


Третье:


— Надзор за исполнением законодательства, так называемый общий надзор, — это изначально ваш участок работы. Благодаря ему прокуратуру всегда называли «государственным оком»... Прокуратура не должна подменять компетенцию других контролирующих органов, а осуществлять надзор за тем, как они выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению соблюдения законодательства в своих сферах ответственности. Общий надзор должен быть активным и способным своевременно устранить конкретные нарушения. Идти прокурору надо туда, где такие нарушения допускаются. Вот в чем заключается суть общего надзора.


Четвертое:


— Прокуратура не может самоустраниться от решения остальных задач, стоящих перед нашим государством, в частности, в экономике... Не вмешиваясь в хозяйственную деятельность предприятий, необходимо повысить действенность надзора в экономической сфере.


Пятое:


— Необходимо твердо уяснить факт, что вашей непосредственной задачей является не просто борьба с преступностью как таковой, а обеспечение законности в этой борьбе... Именно в этом и заключается функция прокуратуры по координации борьбы с преступностью. И эта функция нуждается в существенном усилении. Резервы есть.


Президент расставил прочие приоритеты: общая координация на всех уровнях, противодействие наркобизнесу, борьба с коррупцией, контроль за оперативной работой, совершенствование гражданского судопроизводства, кадровая работа. Особое внимание, конечно, естественному политическому фону:


— Мы убеждены, что предстоящие выборы пройдут достойно. Ваша задача — обеспечить законность в ходе предвыборной кампании, непосредственно во время голосования и после него. Необходимо скоординировать работу так, чтобы совместно с другими правоохранительными органами, Центризбиркомом оперативно выявлять и безотлагательно реагировать на любое нарушение. При этом ни в коем случае не допускать провокационных ситуаций.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
Цитата: "состояние законности в экономической сфере далеко от идеала". Тогда, наверное, состояние дел в общеуголовной сфере близко к идеалу. Просто поражаюсь сколько в нашей стране надзирающих, контролирующих, проверяющих, следящих и охраняющих служб и органов. Прокуратура, следственный комитет, милиция, налоговики, КГК. Про ведомственные КРУ (контрольно-ревизионные управления) уже промолчу. Ах, да ещё и КГБ. За неимением шпиенов - взялся ловить взяточников. Оправдать существование надо. Наверняка, перечислил не всех. А механизаторов и строителей нехватает. Такое впечатление, что вся страна - преступники. Вот ведь не повезло с народом. Работать, за спасибо, не хотят, а только "бухают" пиво и ругаются матом в общественных местах. Как там в песне: "Они курят и пьют. И на Бога плюют. И ещё кое-чем занимаются. А святой Пантелей, получил трюнделей (слово заменил). И стоит за углом - утирается."
alex
Ничего не понимаю.Когда переходили на следственные комитеты ведь прекрасно понимали, что функции прокуратуры и других ведомств , имевших собственное следствие сужаются. В силу этого заранее должны были быть разработаны Положения о правах и обязанностях. Причем четкие положения , где граница компетенции должна была быть логичной и понятной. Мало того, следственные отделы Прокуратуры , МВД, КГБ и тд. доложны были неминуемо претерпеть структурные изменения в сторону уменьшения штата и перевода наиболее талантливых сотрудников в следственные комитеты, потому что быть прокуром в суде и быть при этом хорошим следователем или наоборот- в этом и был корень проблемы.... Легко сказать : увлеклись теорией... Но ведь на незыблимых постулатах теории и зиждится правоохранительная система. Вот желательно бы такие важные вопросы освящать по-компетентней.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?