«Прохладные» отношения

Холодильники отечественного производства стоят в квартирах у 80 % белорусских семей, а стиральные машины — у 65 % Если говорить о товарах, с которыми на мировой арене в первую очередь ассоциируется упоминание о Беларуси, то после тракторов и большегрузных автомобилей на третьей строчке непременно расположатся холодильники. Завод по выпуску этих агрегатов начал работать в Минске в далеком 1959 году, но сегодня ЗАО «Атлант» не ощущает солидного возраста. Это динамичное, высокотехнологичное производство, которое способно в короткие сроки подстраиваться под нужды потребителя. Причем холодильники — это отнюдь не самый главный товар, производимый здесь. Завод прочно занял на мировом рынке нишу производителя стиральных машин и всерьез нацеливается на выпуск посудомоечных. Маркетологи давно заметили: на постсоветском пространстве у потребителей сформировано устойчивое негативное отношение к товарам, на упаковке которых значатся кириллические символы. Это наследие времен развала СССР, когда местная промышленность по многим статьям явно проигрывала зарубежным компаниям. «Почему если аппарат сделан не у нас, то мы считаем, что это сделано хорошо, а если это местный продукт, то это непременно некачественный товар? — задается вопросом генеральный директор ЗАО «Атлант» Виктор Шумило. — Мы тоже способны создавать современные технологические изделия и гордиться результатами своего труда. В этом направлении Беларуси удалось шагнуть несколько дальше, чем другим странам СНГ. У нас даже появились предпосылки к тому, чтобы бренд «Сделано в Беларуси» мог быть соразмерен бренду «Сделано в Германии». Промышленность этого государства, как известно, достигла таких высот, что теперь во всем мире знают, что если товар немецкий, значит, он заведомо высококачественный»... На снимке: контролер Анна СКАРБАЕВА. Фото: Александр ТОЛОЧКО

Холодильники отечественного производства стоят в квартирах у 80 % белорусских семей, а стиральные машины — у 65 %

Если говорить о товарах, с которыми на мировой арене в первую очередь ассоциируется упоминание о Беларуси, то после тракторов и большегрузных автомобилей на третьей строчке непременно расположатся холодильники. Завод по выпуску этих агрегатов начал работать в Минске в далеком 1959 году, но сегодня ЗАО «Атлант» не ощущает солидного возраста. Это динамичное, высокотехнологичное производство, которое способно в короткие сроки подстраиваться под нужды потребителя. Причем холодильники — это отнюдь не самый главный товар, производимый здесь. Завод прочно занял на мировом рынке нишу производителя стиральных машин и всерьез нацеливается на выпуск посудомоечных.

Маркетологи давно заметили: на постсоветском пространстве у потребителей сформировано устойчивое негативное отношение к товарам, на упаковке которых значатся кириллические символы. Это наследие времен развала СССР, когда местная промышленность по многим статьям явно проигрывала зарубежным компаниям. «Почему если аппарат сделан не у нас, то мы считаем, что это сделано хорошо, а если это местный продукт, то это непременно некачественный товар? — задается вопросом генеральный директор ЗАО «Атлант» Виктор Шумило. — Мы тоже способны создавать современные технологические изделия и гордиться результатами своего труда. В этом направлении Беларуси удалось шагнуть несколько дальше, чем другим странам СНГ. У нас даже появились предпосылки к тому, чтобы бренд «Сделано в Беларуси» мог быть соразмерен бренду «Сделано в Германии». Промышленность этого государства, как известно, достигла таких высот, что теперь во всем мире знают, что если товар немецкий, значит, он заведомо высококачественный».

На мировом рынке так называемой «белой» бытовой техники белорусские «стиралки» и холодильники, действительно, уверенно теснят зарубежных производителей, как немецких, так и южнокорейских. Хотя основные рынки сбыта у «Атланта» традиционные. Это страны СНГ, в частности Россия и Украина. В этих государствах доля продаж холодильников давно превышает 20 %, примерно такие же показатели по стиральным машинам. А вот в Западную Европу уходит примерно 5 % произведенной на заводе продукции, причем предприятие поставляет свои агрегаты на такие рынки, которые, казалось бы, без проблем обошлись бы и местными товарами, например, западногерманский. Всего, как рассказывают на заводе, в нынешнем году под маркой «Атлант» будет выпущено почти 1,5 млн. холодильников, в том числе около 180 тыс. на дочернем предприятии в Смоленске. Объем выпуска стиральных машин достигнет 325 тыс. единиц.

Как рассказывают маркетологи ЗАО «Атлант», продавать технику за рубеж становится все сложнее. Одно из новейших требований Европы — поставки на рынки бытовой техники ЕС оборудования, относящегося исключительно к высокому классу энергоэффективности. Если в Беларуси до сих пор продавать энергетически неэкономную технику класса «С» и «В» пока никто не запрещает, то в Евросоюзе — только «А» и выше. С начала ноября такие же нормы начнут действовать и на одном из главных экспортных рынков «Атланта» — в Украине. Техника с высоким энергопотреблением в эту страну будет просто непроходной. Впрочем, на предприятии по этому поводу не паникуют, придется просто скорректировать стратегию поставок. Дело в том, что в нынешнем году на заводе начали выпускать стиральные машины классом энергопотребления «А++». «А вот белорусы, —объясняют на заводе, — пока не такие большие охотники покупать технику низкого класса энергопотребления. Стоит она дороже, а с учетом невысоких тарифов на электроэнергию серьезных выгод от покупки такой техники нет. Но по мере роста стоимости киловатт-часов придется уделять экономии энергии больше внимания».

Вступление России в ВТО также не осталось незамеченным на предприятии. Здесь ожидают заметного усиления конкуренции в восточном направлении в связи со снижением таможенных тарифов на бытовую технику. «Конкуренция уже увеличилась. В связи со вступлением России в ВТО таможенные пошлины на отдельные виды продуктов снизились. Что касается таможенных пошлин на нашу продукцию в государствах Западной Европы, она осталась на прежнем уровне. Исходя из этого «Атлант» должен принимать дополнительные усилия по снижению себестоимости. Мы принимаем меры для снижения производственных затрат. За год по стиральным машинам мы снизили затраты на € 20 на каждую единицу. Это, я вам скажу, солидный результат», — объясняет Виктор Шумило.

Что же касается уровня зарплат на предприятии, то, по словам его руководства, они в высшей степени соответствуют производительности. «Задача по уровню выработки на одного работника выполнена — у нас она составляет больше $ 60 тыс. на человека. Именно высокая производительность позволяет конкурировать на рынке. Средняя зарплата на минских предприятиях по итогам августа составила Br 5,15 млн., примерно такова она и у нас. Но наша задача — сделать так, чтобы зарплата постоянно повышалась, и мы принимаем меры для этого», — объяснил Виктор Шумило.

Руководство «Атланта» подчеркивает, что предприятие ставит целью сделать производство техники максимально самостоятельным. «Импортозамещением «Атлант» занимается системно и постоянно. Мы единственное в СНГ предприятие, которое выпускает изделия и основные комплектующие к ним. Недавно у корпорации «Bosch» купили технический процесс по производству электродвигателей и наладили его у себя. Теперь бытовая техника по шумовым характеристикам — одна из самых тихих. К тому же «Атлант» — единственный завод по производству энергоэффекивных компрессоров». В свою очередь на производстве признают: уровень локализации мог бы быть и повыше. Предприятие закупает химические материалы на Западе, металл — в России и Италии, белорусские здесь большинство комплектующих и упаковка.

В Беларуси позиции «Атланта» очень даже солидные. Холодильник под этой торговой маркой стоит в квартирах у 80 % белорусских семей, стиральные машины — у 65 %. «Прошлый год сильно повлиял на структуру продаж в Беларуси, — объясняет директор завода. — Как вы помните, в первой его половине был ажиотажный спрос на бытовую технику, поэтому в этом году мы фиксируем спад продаж на внутреннем рынке». С другой стороны, в компании рассчитывают на восстановление спроса. «По данным статистики, реальные доходы населения в Беларуси выросли с начала года на 13,5 %, мы видим стабилизацию экономической ситуации, поэтому ожидаем стабилизации и розничного рынка, — говорит Виктор Шумило. — Но мы должны помнить, что год у нас низкий с точки зрения числа выпускников вузов и средних школ, образования новых семей, строительства нового жилья. Именно эти категории граждан становятся у нас основными покупателями. В новую квартиру белорусы обычно предпочитают ставить новую бытовую технику». 

--------------------------------------

Кстати

Как рассказывает замначальника испытательного центра завода «Атлант» Владимир Рожков, действительно хорошая стиральная машина за 10 лет эксплуатации должна произвести не менее 2500 стирок и не изменить своих свойств. Это примерно две стирки за три дня. «По нашим опросам, только 12—14 % населения стирает с такой частотой, но мы все равно придерживаемся этих требований». Средний срок эксплуатации стиральных машин «Атлант» такой же, как и у мировых производителей, — 10 лет.

--------------------------------------

На снимке: контролер Татьяна ГУРИНОВИЧ.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter