От чего зависит эффективность партийного строительства

Программы позитивных действий

Политическая система в Беларуси позволяет развиваться общественным движениям и политическим партиям. Но для того, чтобы этот процесс был более результативным, необходима определенная корректировка действующих законодательных условий. В то же время довольно спорным моментом остается вопрос о формах финансирования партструктур. Что может сделать их более узнаваемыми в обществе и когда политики становятся популярными? Об этом и многом другом — беседа с политологом Алексеем Беляевым
Фото Александра Кулевского


— Алексей Викторович, партии выполняют серьезную роль в общественно-политической жизни, но в Беларуси они не нашли широкого распространения, каковы перспективы их развития у нас?

— В годы независимости реальное функционирование многопартийной системы у нас не выдержало испытания практикой: из 43 партий, в разные годы существовавших в последнее тридцатилетие, до наших дней сохранились лишь 15.

— Каковы причины такого результата?

— Главными препятствиями на пути включения партий в реальный политический процесс, на мой взгляд, были следующие факторы. Во-первых, отсутствие исторических традиций партийной борьбы и недоверие граждан к этому инструменту политики (что выражалось в крайне низких рейтингах практически всех партий и относительно небольшом количестве их реальных членов и активистов). Во-вторых, ­отсутствие в законодательстве, и в первую очередь в Конституции, четко прописанных механизмов участия партий во власти, возможностей «монетизации» ими своего общественного влияния и электоральных побед в виде распределения государственных постов в исполнительных органах и оказания ими воздействия на принятие законов в Парламенте. Наконец, отсутствие ярких партийных лидеров и многолетнее засилье старой партийной бюрократии. Что говорить, если до сих пор лидером одной из наших партий числится проживающий в США гражданин!

— Сегодня новые сетевые и компьютерные технологии позволяют создавать различные общественные объединения по интересам и общим целям, не устаревает ли классическая форма функционирования партий как таковая?

— Партии продолжают выполнять важнейшую функцию: завоевание власти или участие в ее осуществлении. Никакие формы самоорганизации граждан, общественные организации, сетевые сообщества, использующие современные компьютерные технологии, не могут обеспечить главного — легитимного получения доступа к государственным должностям и возможности влиять на принятие политических решений. Влияние гражданского общества через различные инициативы, обращения, флешмобы и митинги — это все же не прямое право участвовать в создании законов или их реализации.

— Что может скрываться за многообразием партийных течений, как простому избирателю сделать выбор?

— Сейчас в Европе действуют новые типы организаций: «всеохватные» и картельные партии. Они хотят понравиться как можно большему числу избирателей, поэтому часто подстраиваются под текущие модные тренды в политике, не придерживаются жесткой идеологической линии, не работают только с одной социальной группой (например, с рабочими, аграриями), а стремятся сиюминутными интересами привлечь как можно большее число ситуативных сторонников. Побочным эффектом этого становятся популизм, размытость программных установок и нечеткость социальной базы поддержки. Когда это модно, все партии начинают играть на экологической проблематике, или на проблемах миграции, или, как сейчас, — на теме COVID-19. Одновременно наблюдается картельный сговор верхушки партий с представителями власти: играя «по правилам», не обостряя политическую борьбу, партийные бюрократы гарантируют себе места в парламенте и правительственных органах. Страдает в этом случае только рядовой гражданин — избиратель: ему фактически предлагают выбирать среди весьма похожих по программам и риторике, по социальной базе партий. И тут во многом выбор делается на основе личных пристрастий, а политика приобретает не характер рационального выбора, а отчетливый «интимный» оттенок (люблю — не люблю, нравится — не нравится).

— Существуют ли сегодня проблемы с финансированием партий?

— В настоящий момент финансовая состоятельность партий настолько плачевная, что некоторые из них не могут даже в полном объеме оплачивать коммунальные расходы на содержание офисов, а какие-то даже готовы продаваться, как это случилось с одной белорусской партией, ставшей, по сути, личным политическим ресурсом одного из экс-кандидатов в президенты. Есть похожие прецеденты и с другими партиями.

— Чем может помочь государство в обеспечении деятельности новых политических течений?

— Государственный интерес всегда должен быть соблюден. Практически во всех странах запрещено финансирование партийных структур со стороны иностранных спонсоров, а также анонимных жертвователей, существуют ограничения по размерам допустимых сумм, вносимых в парткассу помимо членских взносов. Разумеется, все эти механизмы должны быть досконально проработаны и четко прописаны в законодательстве. Государственное финансирование и частные пожертвования должны использоваться исключительно на уставные цели, быть прозрачными и контролируемыми.

Сейчас в Европе действуют новые типы организаций: «всеохватные» и картельные партии. Они стремятся понравиться как можно большему числу избирателей, поэтому часто подстраиваются под текущие модные тренды в политике, не придерживаются жесткой идеологической линии, не работают только с одной социальной группой (например, с рабочими, аграриями), а стремятся сиюминутными интересами привлечь как можно большее число ситуативных сторонников. Государственный интерес всегда должен быть соблюден. Практически во всех странах запрещено финансирование партийных структур со стороны иностранных спонсоров, а также анонимных жертвователей, существуют ограничения по размерам допустимых сумм, вносимых в парткассу помимо членских взносов

В ТЕМУ

Изменения должны быть оправданны

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник после встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с политическим активом страны обратил внимание на очевидный факт, что перемены ради перемен либо перемены, которые ухудшат жизнь людей, — это совершенно не то, что сейчас требуется Беларуси. Он подчеркнул, что общество должно четко выверить позиции и внести в Конституцию, в избирательное законодательство, в закон о партиях определенные изменения. Они должны быть не реакцией на сиюминутные запросы, а основой прочного фундамента дальнейшего динамичного и поступательного развития страны. Это позволит, убежден губернатор, эффективно функционировать всем органам управления и более оперативно решать появляющиеся вопросы. И в то же время такие изменения не создадут опасности и проблем в будущем.

Владимир Караник отметил, что при решении вопросов государственного устройства эмоции — не лучший советчик. Председатель облисполкома уверен, что самое главное — холодный расчет, анализ лучших юридических практик по всему миру и четкое выстраивание позиции, какие именно изменения внести, чтобы жизнь наших людей стала лучше, а государство начало функционировать более эффективно.

Он также обратил внимание на контрпродуктивность мер, которые пытаются продвинуть оппоненты власти. Например, неуплата налогов, изъятие вкладов из банков и тому подобное. Такие действия, по мнению Владимира Караника, ведут к развалу экономики и, в итоге, к развалу страны. Такой путь приведет к снижению уровня жизни людей, и обществу придется сначала преодолевать негативные последствия и только потом — созидать что-то новое. Губернатор убежден, что вместо этого надо бережно сохранять все, что есть, и постепенно создавать прочный фундамент для последующего государственного строительства. 

ИЗ ИСТОРИИ

История партийного строительства на белорусских землях насчитывает чуть более 100 лет. В самом конце XIX века в Российской империи появились первые партийные организации социалистической и социал-демократической направленности. При отсутствии парламента, в условиях абсолютной монархии их деятельность носила нелегальный характер. Небольшой опыт парламентаризма и реальной многопартийности в России и белорусских губерниях был только в краткую эпоху революции 1905—1907 годов. 

События 1917-го развивались так стремительно, что менее чем за год был проделан путь от целого соцветия партий всех возможных идеологических спектров до установления фактической однопартийности.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter