От чего зависит экономическая конкурентоспособность страны

Программа внутреннего пользования

В каждой стране сложился свой инвестиционный климат. Куда вкладывают финансы крупные корпорации? Как Беларусь выстраивает отношения с иностранным бизнесом?

Белорусский промышленно-инвестиционный форум прошел в Минске.
Фото БЕЛТА

Ситуация с привлечением капиталовложений из-за рубежа сегодня неоднозначная. На нее существенным образом повлияла как расстановка позиций между мировыми центрами силы, так и недавние события, в том числе связанные с пандемией. Причем нельзя при этом использовать только темные тона в подведении итогов. Например, интересны результаты первого квартала текущего года в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ): их объем составил почти 1,5 миллиарда долларов США. И это при том, что официальный план-прогноз на 2020 год — 1,7 миллиарда. Как считает кандидат экономических наук Георгий Гриц, это результат многолетней целенаправленной государственной политики, которая и вызвала устойчивый положительный тренд. Негативные же факторы можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, то есть характеризующимся как «непреодолимая сила». 

ПИИ для всех стран являются приоритетными по той причине, что бизнес-структура не только вкладывает живые деньги и собственные управленческие компетенции, но и полностью берет на себя все риски в случае возможных неудач. В инвестиционном пакете доля ПИИ за последнее десятилетие в среднем составляла порядка 3/4 от суммарного объема. Это очень высокий уровень даже по зарубежным стандартам. Но, учитывая, что около 45 процентов ПИИ приходит из Российской Федерации, а остальные две страны из топ-3 (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а также Кипр) — это страны, имеющие международные офшорные юрисдикции, однозначно можно говорить о росте их объема и качества. 

Увеличение притока капиталов из-за рубежа — задача непростая. От экономистов либерального толка мы часто слышим, что для этого нужна только свободная в самом широком смысле экономика. Мол, этого достаточно, чтобы открыть ворота крупным игрокам. Однако посмотрите, например, на такие страны, как Китай, Южная Корея, ОАЭ и целый ряд других, которые демонстрируют устойчивый рост своих экономик. Их вряд ли можно отнести к очень открытым в западном понимании. Как считает Георгий Гриц, исторический опыт успешных стран, которые прошли за относительно короткий срок путь от аграрных к глобальным технологическим лидерам, свидетельствует, что инвестору необходима стабильность, политическая воля на привлечение финансов из-за границы и наличие профильных местных ресурсов. Надежным гарантом в этом отношении может выступить только государство, исключая, конечно же, крайности: произвол чиновников, директивную денежно-кредитную политику и т.п. 

Везде надо придерживаться золотой середины. И здесь важен конструктивный диалог между директорами компаний и руководством страны. Посмотрите, какие шаги сегодня предпринимают наши некоторые не очень чистоплотные соседи с целью переманить белорусских программистов, тот потенциал, который мы создавали практически с нуля в течение 20 лет. А ведь в этом направлении у нас еще много работы. В частности, необходимо пере­ориентировать наш ПВТ на работу с местными резидентами. Например, установить соотношение местных и зарубежных заказчиков 60 на 40 процентов, а не 10 на 90 процентов, как на данном этапе. И это нужно сделать не за счет уменьшения экспортной составляющей! Программисты должны быть нацелены на реализацию проектов внутри страны. Тогда не будет и соблазнов, прихватив ноутбук, отправиться ближайшим рейсом к кисельным берегам. То есть так называемый объект для зарабатывания денег должен находиться внутри страны. 

У многих возникает вопрос: а нужна ли нам ИT-страна? Безусловно, да. Это электорат, управление, минимизация затрат и т.д. Но, с другой стороны, есть такое понятие, ставшее сегодня брендом, как «Индустрия 4.0». По сути, это федеральная немецкая программа по повышению конкурентоспособности реального сектора экономики. Вне всякого сомнения, эта цель является первостепенной и для Беларуси. И здесь привлечение ИT — это важнейший элемент, но лишь вершина айсберга. Есть хорошее высказывание о том, что, информатизировав хаос, можно получить только информатизированный хаос. Сначала необходимо выстроить оптимальные бизнес-модели, системы корпоративного управления и контроля, провести оптимизацию логистики внутри предприятия. Только организовав эффективную модель менеджмента, можно приступать к информатизации. А это задачи комплексной и национальной программы. Роль государства в том,чтобы не только декларировать, а формировать этот тренд. 

Очень важным является то, что может стать тем спасательным кругом, который пусть не в течение года, но в среднесрочной перспективе сможет придать белорусской экономике необходимый стимул роста в темпах выше среднемировых. В нынешних реалиях важнейшим субъектом, который уже сегодня имеет значительный потенциал роста эффективности, являются предприятия государственной и приравненной к ним формы собственности. Государство должно научиться эффективно управлять своими активами. Эксперты из МВФ, Всемирного банка и других уважаемых организаций, заявляющие, что частный сектор чуть ли не в два раза эффективнее государственного, почему-то забывают о том, что сегодня он несет и значительную социальную нагрузку. Обеспечивает функционирование целых секторов экономики, отвечающих за различные виды национальной безопасности. В сфере его компетенции находятся такие категории, как занятость, социальные гарантии, не говоря уже о поддержке отдельных видов спорта. И говорить однозначно о том, что госсектор по отношению к частному — в привилегированном положении, было бы неправильно, уверен эксперт. Но это не означает, что следует и в дальнейшем сохранять существующую модель управления госактивами. Например, привлекать или не привлекать инвестиции и на каких условиях — это прежде всего компетенция субъектов хозяйствования. А роль государства должна выражаться в формировании благоприятного инвестклимата и соответствующей инфраструктуры. Да и в принципе следует очень серьезно подумать не только о подборе грамотных государственных управленцев, но и об их мотивации в сравнении с коллегами на частных, в том числе иностранных, предприятиях.

Дело не в портфеле

Инвестиции как таковые делятся на две категории: прямые, включающие в себя торговые, кредитные, банковские, в новые предприятия, путем приватизации и т.д., и портфельные. Последние по большому счету являются своего рода спекулятивными: купил, например, акции по низкой цене, а продал подороже. Основное их преимущество для бизнесмена — получить более высокую прибыль по сравнению с традиционными инструментами, а для стороны получателя финансов — привлечение средств на более выгодных условиях, чем кредитные ресурсы. Одним из условий прихода иностранного капитала в любую страну является наличие развитого фондового рынка. В Беларуси с 2010 по 2019 год портфельные вложения от общего инвестобъема составляли 25—30 процентов. Это не много. Георгий Гриц такое положение дел объясняет тем, что отечественный фондовый рынок у нас развит не сильно, несмотря на наличие достаточно неплохой нормативной базы.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter