Чего именно Пекин ожидает от активного продвижения в Беларусь?

Программа конкретных дел

Состоявшийся государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь вызвал огромное количество комментариев. Естественно, большинство из них посвящено белорусским интересам в двустороннем сотрудничестве. Но важно также уяснить, чего именно Пекин ожидает от активного продвижения в Беларусь?


Для начала небольшая зарисовка из личного опыта. Два года назад в составе многонациональной группы журналистов довелось беседовать с заместителем министра иностранных дел Китая Чэн Гопином. Из всех стран Восточной Европы он особенно выделял Беларусь. Украинские коллеги несколько обиделись и спросили у сотрудников китайского МИДа, почему такое внимание уделено именно нашей стране. На это китайские дипломаты ответили, что ценят устойчивое развитие Беларуси и верность ее руководства выбранному курсу на стратегическое партнерство с КНР.

Действительно, в китайской политике огромную роль играют традиции, выработанный годами стиль ведения дел, преданность идеалам. Далеко не все измеряется только сиюминутной экономической выгодой. И то, что Беларусь географически отдалена от Китая, вовсе не является каким-либо серьезным препятствием в развитии нашего сотрудничества. Председатель КНР Си Цзиньпин любит повторять, что для народов, объединенных общими интересами, нет серьезных преград и далеких расстояний.

Китайская политическая культура предполагает неуклонное следование заявленным целям. Идеология в Поднебесной не просто система идей, взглядов и представлений, но прежде всего программа конкретных действий по воплощению задуманного.

В этом смысле концепция Си Цзиньпина о сочетании Морского Шелкового пути и Экономического пояса Великого Шелкового пути будто бы специально написана для Беларуси. В чем же основные наши конкурентные преимущества, привлекающие китайцев?

Во-первых, в нашей стране обеспечена политическая стабильность, позволяющая уверенно планировать долгосрочные инвестиционные проекты.

Во-вторых, имеется развитая индустриально-тех­ническая база, которая служит надежной платформой для развития новых производств.

В-третьих, мы располагаем высококвалифицированной рабочей силой, специалистами, способными участвовать в освоении новых технологий.

В-четвертых, Беларусь — участница набирающего обороты Евразийского экономического союза и соседка Евросоюза. Причем с последним интеграционным объединением наши отношения в последнее время улучшаются.

В-пятых, недалеко от нашей страны расположены удобные морские порты, необходимые для транспортировки продукции.

И, наконец, особый фактор — личность самого Александра Лукашенко, который на протяжении более двадцати лет отстаивает необходимость стратегического партнерства с Китаем. Впервые он выступил с такой инициативой, когда многие политики со скепсисом наблюдали за поднимающимся дальневосточным гигантом. В Китае ценят и уважают мудрых и дальновидных государственных деятелей.

Совокупность всех этих факторов и обусловила особый интерес Пекина к нашей стране, а следовательно, и необходимость государственного визита Председателя КНР, и его успех, и то, что китайское руководство избрало Беларусь в качестве основного стратегического партнера в нашем регионе.

Что касается комментариев различных недоброжелателей, которые строят свои рассуждения в духе басен Крылова, то им можно ответить только одно: Китай никогда и ничего не делает без вдумчивого анализа и долгосрочной перспективы. И результат, как правило, не заставляет себя ждать.

Еще в советское время мы как-то затерли эпитет «исторический», применяя его не всегда по делу. Но государственный визит китайского лидера в Беларусь можно назвать историческим без всякого стеснения.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter