Профильная колея

К сожалению, профильное школьное обучение работает не на государство, а лишь на интересы личности и является “сортировальной машиной по интересам и способностям”.Классы естественнонаучного направления выбирают сильные по успеваемости и способностям или амбициозные ученики, гуманитарного направления — более слабые, а технико-технологические — те, кто не испытывает сильного стремления учиться после школы. Вузы и колледжи также подстраиваются под желания абитуриентов и их родителей. В итоге на невостребованных государством специальностях — ажиотаж во время вступительных кампаний, а на востребованных — недобор. Это порождает недовольство системой образования. Звучат предложения огулом перечеркнуть все нововведения и вернуться к советской системе образования, предусматривавшей один вид школы при полной унификации учебных программ, учебников, срока обучения и часов на изучение предметов. К тому же напоминают, что попытка внедрения профильного обучения в советскую школу (реформа 1984 года) из-за малого количества учебных заведений нового типа и ориентации учебных программ на поступление в вуз успешно провалилась.

Да, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, но, на мой взгляд, возврат означал бы не только изоляцию от мировых тенденций в образовании, но и значительное снижение уровня образованности белорусов. Этого допускать нельзя. Следует учесть и то обстоятельство, что из-за раннего приема детей в школу (с шести лет) пока еще сохраняется социальная напряженность, связанная с ограниченными возможностями трудоустройства несовершеннолетних выпускников школ, не имеющих к 17 годам профессиональных навыков работы. Особенно это касается 17-летних парней, которых работодатели крайне неохотно берут на постоянную работу (всего год до призыва в армию), что ведет к их деморализации, а иногда и к вовлечению в преступную деятельность. Отказ же от профильного обучения может привести к снижению обученности выпускников школ из-за отсутствия мотива в освоении знаний. Зачем учить то, что не связано с твоими представлениями о будущей жизни?
Заметим, что идея профильного образования не нова. За годы реформы значительная часть детей уже получила возможность учиться на повышенном и углубленном уровнях (более 40 процентов учащихся
1—9-х классов и около 80 процентов учащихся 10—11-х классов). В стране функционируют 1600 общеобразовательных учреждений, в которых открыты и работают классы с углубленным изучением отдельных предметов, 91 — с углубленным изучением иностранных языков и более 2400 школ с изучением предметов на повышенном уровне. Наиболее популярны классы физико-математического, химико-биологического, экономического и технологического направлений дифференцированного обучения. Таким образом, система образования давно реализует профильное обучение на старшей школьной ступени: в 80 процентах школ функционируют профильные классы.
И все же нынешнее профильное обучение требует других подходов. Школа более или менее сносно удовлетворяет запросы учеников и их родителей, но практически бессильна повлиять на выбор профессии с учетом запросов рынка труда. Собственно, школа в этом не виновата. Ведь если в ней будут организованы технологические, строительные, сельскохозяйственные профили, то ученики побегут из нее. С учетом пожеланий учащихся подавляющее большинство школ организовывают правоведческие, экономические и педагогические классы, но в специалистах такого профиля страна особой нужды не испытывает. Поэтому профилизация старшей ступени школьного образования не должна ограничиваться только рамками общеобразовательных учреждений. Это дело всего государства. Если, к примеру, ему необходимы в будущем строители или технологи, то уже сейчас нужно осуществлять наступательную пропаганду важности и престижности этих профессий, отделам образования дать задание о формировании классов соответствующей направленности, вузам — задание обеспечить через энное количество лет места для набора абитуриентов на эти специальности, выделить средства для материального стимулирования молодежи, выбравшей эти профили. Но все это можно осуществить лишь при четком прогнозе потребности в кадрах на перспективу.
Итак, стране нужны активные, профессионально компетентные и мобильные граждане. Значит, работу по их формированию следует начинать с самого раннего возраста. Для этого в базовой школе (1—10-е классы)  должна проводиться специально организованная подготовка школьника к осознанному выбору профессии. Она включает профориентационную работу, психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии, включающее выявление интересов, способностей, профессиональных намерений, консультирование, проведение бесед, тренингов. Предполагается, что после такой “обработки” к 11-му классу ученик “созреет” и будет способен выбрать профиль обучения, соответствующий его намерениям и одновременно необходимый государству. А в школе к этому моменту будут созданы условия для организации этого профиля. В результате, получив аттестат зрелости, молодой человек будет осознанно совершать профессиональный выбор.
И все же проблемы есть... Сколько же нам понадобится денег? Хватит ли имеющихся, а если нет, то где найти их источник?.. Вопрос непростой, если учесть, что многие районы дотируемы из областных бюджетов. Нужно также обеспечивать преемственность и непрерывность в системе “школа—лицей—колледж—вуз” путем сотрудничества школьных учителей и вузовских преподавателей. Хватит ли таких преподавателей для всех школ?.. Сколько профильных классов и какой направленности необходимо организовать на базе школ, чтобы от них была польза не только школьникам, но и государству?.. Кроме того, глубокая профилизация, заключающаяся в увеличении количества часов на профильные предметы за счет уменьшения часов на изучение других, может привести к непоправимым ошибкам.
До сих пор все без исключения школьники страны изучали в одинаковом объеме все предметы, за исключением профильных, изучение которых на повышенном или углубленном уровне предполагало выделение большего количества часов. К этому привыкли, такая дифференциация устраивала и учеников, так как давала возможность, даже отучившись в математическом классе, поступать в университет культуры. По проекту же предлагается сократить количество обязательных часов на изучение предметов на базовом уровне и за счет этого выделить часы на профильные предметы. Вот и еще вопрос: если ученик случайно или по настоянию родителей попал “не в свой” профиль (вместо биолого-химического в физико-математический), то как ему перейти в другой класс?.. При предлагаемом подходе переход между классами с разным профилем невозможен. А после окончания школы такой молодой человек не сможет учиться в учреждении образования более высокого уровня, которое ему действительно по душе, так как не выдержит конкурса при поступлении. Ситуация схожа с грузовиком, попавшим в колею: ехать придется только в одном направлении, причем всю жизнь...
Вывод прост: без точного расчета и анализа цена ошибки от массового профильного обучения может быть слишком большой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter