Идея закрыть шлагбаумами целый жилой комплекс — решение транспортной проблемы или губительная самоизоляция?

Проезжайте мимо, гости дорогие!

Расположенный на северо-востоке белорусской столицы жилой комплекс «Маяк Минска» изначально задумывался как пространство с высоким уровнем комфорта и широким набором инфраструктуры — город в городе. Однако с комфортом явно что-то не заладилось: объявились инициаторы установки шлагбаумов на въездах во все дворы ЖК. Вокруг идеи разгорелись споры, интернет благодаря местным пабликам накалил ситуацию. Об этом писала наша газета («Уперлись в очередной шлагбаум…», 15 апреля с.г.).

Публикация вызвала серьезный резонанс не только среди жильцов «Маяка Минска». В адрес издательского дома пришли две письменные жалобы на автора, в одной из которых его требовали уволить, и одна благодарность, в которой его просили защитить. Кроме того, в середине мая на личный прием к главному редактору издательского дома «Беларусь сегодня» пришли герои материала — председатель нескольких товариществ в ЖК «Маяк Минска» Игорь Кацнельсон и директор ООО «Атлон паркинг» Сергей Резкий. Оба настаивали на том, чтобы «СБ» еще раз вернулась к теме шлагбаумов, которые, по их мнению, крайне необходимы местным жильцам. Почему бы и нет? Ведь за прошедшие два месяца ситуация в жилом комплексе не только не разрешилась, но и еще более накалилась. Соседи еще не вышли стенка на стенку, но гарантии, что этого не случится, нет.

Итак, взглянем еще раз на целесообразность изолирования внушительной территории от остального городского пространства. Появятся ли здесь однажды военные термины радиолокационного распознавания «свой-чужой»?


Масштабирование идеи

Игорь Кацнельсон, как писалось выше, председатель нескольких товариществ собственников в составе ЖК «Маяк Минска».

— Наш многофункциональный комплекс с хорошо развитой инфраструктурой отличает очень высокая плотность застройки, что создает массу проблем для местных жителей, — рассказывает он. — Основная — нехватка пространства для личных авто, поскольку значительная часть существующих мест ежедневно заполнена машинами граждан, не проживающих в «Маяке Минска».
Игорь Кацнельсон утверждает: в настоящее время дворы используются как перехватывающая парковка для приезжающих в расположенный рядом ТРЦ «Дана Молл» и другие объекты местной инфраструктуры либо на работу для пересадки в метро. В результате к подъездам не могут добраться автомобили скорой помощи, транспорт других экстренных служб, для вывоза мусора и другие, нередко возникают ДТП дворового масштаба.
Здесь ничего нового. Об этом Игорь Люсьенович рассказывал в первом материале. Но для тех, кто его не читал, информация будет полезной.

— Первыми на проблему среагировали жители домов № 1, 2, 4 и 5 по улице Петра Мстиславца, старожилы этого района, — говорит собеседник. — Более пяти лет назад возникла идея установки шлагбаума. В 2018‑м по инициативе жителей этих домов проводилось общее собрание по данному вопросу, где большинство членов товарищества собственников проголосовало за. Я как председатель ТС получил все необходимые разрешения, и шлагбаумы были установлены возле жилых домов, рядом с которыми имеются тупиковые проезды. На сегодняшний день большинство жителей довольны результатом, так как сейчас свободные места есть не только днем, но и вечером, когда люди возвращаются после работы. Также шлагбаум установлен еще в одном из товариществ комплекса «Маяк Минска» — по улице Петра Мстиславца, 17.

После этого, продолжает председатель ТС, к нему начали обращаться жители домов, близко расположенных к оживленному ТРЦ «Дана Молл». Возникла идея установки шлагбаумов по всему периметру комплекса, так как невозможно поставить устройство у каждой многоэтажки: кое-где на несколько домов есть лишь один проезд.

То, что внушительное количество жильцов «Маяка Минска» категорически не приняло идею председателя и было против шлагбаумов, оставим за скобками. Пока не будем их принципиально замечать, ведь они, возможно, просто не могут осознать масштаб затеи Игоря Кацнельсона.


Цена вопроса: возможны варианты

Рано говорить об условиях, на которых жители «Маяка Минска» могут получить шлагбаумы и будет производиться их дальнейшее обслуживание. Проводятся встречи с представителями различных организаций, специализирующихся на установке данного оборудования, утверждает председатель ТС. Изначально людям была озвучена следующая информация: за монтаж разовый взнос до 160 рублей с квартиры, за обслуживание — 4,8 рубля в месяц. Эту сумму необходимо оплачивать тем жителям, которые имеют автомобили и изъявят желание заключить договор на установку шлагбаумов. Все эти цифры приблизительны, и сегодня никто точно не знает, во что обойдется затея и, главное, станет ли она успешной.

— К сожалению, кое-кто умножил сумму установки на количество квартир, не учтя при этом, что многие квартиры пустуют, у кого-то нет машин, и выдал в соцсетях: итоговая сумма только за установку оборудования вокруг ЖК — в районе 700 — 800 тысяч долларов, — замечает Игорь Кацнельсон. — Посыпались обвинения в адрес инициаторов установки шлагбаумов, что еще больше накалило обстановку раньше времени. Тем более, как выяснилось, есть фирмы, специализирующиеся на установке шлагбаумов, которые готовы выполнить эти работы безвозмездно и в дальнейшем брать лишь абонентскую плату.

(А вот это приятная новость! В первом материале о том, что есть организации, готовые безвозмездно оборудовать шлагбаумами «Маяк Минска», ни Игорь Кацнельсон, ни директор ООО «Атлон паркинг» Сергей Резкий не говорили. — Прим. ред.)

Сейчас проводятся разъяснения среди жителей комплекса. Например, доводится информация о том, что открытие шлагбаумов будет осуществляться автоматически по распознаванию регистрационных номеров авто, или через Telegram-бот, или через Bluetooth-блок. Данная технология позволяет в дальнейшем интегрироваться с городскими платными парковками на прилегающих территориях, чтобы избежать внесения оплаты за них. (Кстати, если в будущем парковку возле Национальной библиотеки все же сделают платной, то, по мнению председателя ТС, для жителей «Маяка Минска» она должна остаться в нынешнем статусе.) По решению, принятому правлением каждого товарищества, будет определено, какие преференции можно предложить тем, кто откажется финансировать проект, а также пенсионерам, инвалидам, местным без личных автомобилей и т.д. Однозначно одно: беспрепятственно будут проезжать автомобили оперативного назначения, аварийных и коммунальных служб, инкассации, а также брендированный транспорт (такси, службы доставки и др.), транспорт инвалидов. Получат возможность пропускать авто для разгрузки товаров объекты торговли, общепита и другие организации, расположенные на первых этажах жилых домов «Маяка Минска».


— В любом случае и фирму-подрядчика, которая предоставит лучшие условия и гарантии, и конкретное решение по режиму допуска транспорта можно будет выбирать лишь после того, как будут получены все официальные разрешения на установку шлагбаумов, — подчеркивает Игорь Кацнельсон.
— Жилой комплекс «Маяк Минска», взяв за основу лучшие примеры других крупных городов, может стать в Минске первопроходцем в решении такой сложной проблемы, как нехватка парковочных мест в условиях плотной застройки.

Согласитесь, звучит заманчиво и даже высокопарно, если бы не это неприятное словосочетание «может стать»… А если не сможет? А есть ли некие расчеты рисков? Ведь на кону личные деньги не инициаторов, а жильцов. Ну ладно, может, и правда, кто не рискует, тот не пьет шампанского…

Для реализации данного проекта, по мнению председателя ТС, будет правильным привлечь в роли заказчика районное ЖКХ, которое проведет тендер по выбору подрядной организации по установке и обслуживанию шлагбаумов.


Обратная сторона медали

Транспортными вопросами ЖК «Маяк Минска» озабочены и противники инициативы по установке заградительных устройств. Однако ограничение въезда транспорта проблему не решит от слова «совсем», считают они. А вот вероятность обострения социальной напряженности в районе велика. Более того, «Маяк Минска» лишится уникальных преимуществ, предусмотренных в свое время концепцией «город в городе».

Одна из противниц шлагбаумов — Екатерина. Покупая в свое время квартиру в данном районе, она прекрасно понимала, что это высокоплотная застройка. Но ей нужно было жилье рядом с метро, школой и с шаговой доступностью магазинов. Все это здесь имеется. В семье Екатерины нет машины, но ее жизнь в случае установки шлагбаумов изменится не в лучшую сторону:

— Мы постоянно пользуемся услугами доставки. Но заказы выполняют не только на брендированном транспорте — компании заключают договоры и с обычными частниками! Значит, мне нужно будет дожидаться курьера с телефоном в руках или тащить груз на себе? Если ко мне решат заглянуть родственники на авто — то же самое. Получается, что подъезд к дому, где я живу, будет искусственно ограничен, а для кого-то — лимитирован. На мой взгляд, это нарушение прав и свобод, создание дополнительных сложностей в части проживания и перемещения.
Общей проблемой после установки ограничителей, по мнению Екатерины, станет снижение транспортного трафика на прилегающих улицах. Пропуск каждого авто требует времени. Если, не дай бог, с шлагбаумом что-то случится, в час пик неизбежен транспортный коллапс.
Еще одна жительница «Маяка Минска», Ирина, имеет здесь и свой бизнес.

— Наш ЖК удалось запустить в соответствии с интересной концепцией, изначально предусмотренной застройщиком, — говорит она. — Инфраструктура очень мощная. Но если установить шлагбаумы, в проигрыше будут в первую очередь посетители местных заведений из числа жителей других районов. Никто сюда не поедет, если не сможет беспроблемно и бесплатно припарковаться. Второй аспект — взаимодействие с поставщиками. Оно сегодня отлажено, однако представители бизнес-сообщества переживают, что утрата бесперебойного въезда нарушит с большим трудом выстроенные производственные процессы.
В конце концов, говорит Ирина, мы можем прийти к тому, что развитая инфраструктура «Маяка Минска» сойдет на нет. Если не будет посетителей, если нарушится логистика поставок, то бизнесмены будут искать места, где нет проблем с въездом и парковкой.

Евгений — один из принципиальных противников шлагбаумов на территории застройки. Он искренне не понимает, зачем закрывать от посторонних такие большие площади. Даже в микрорайонах массовой жилой застройки ничего подобного нет.

— Если закрывают шлагбаумами тупиковые дома — это еще можно понять, — рассуждает он. — Но закрытие всего квартала уже похоже на самоизоляцию. Она, на мой взгляд, абсолютно неоправданна. ТРЦ «Дана Молл» не закрывает бесплатную открытую парковку. Есть площадка возле Нацбиблиотеки, места у Дома милосердия. А нам говорят: давайте закроемся, причем за деньги.
Но при этом количество парковочных мест не увеличится. Наоборот, шлагбаумы съедят часть и без того дефицитных площадей. Если, условно говоря, мест 200, а квартир 1000, то и после установки шлагбаумов кто-то заплатит, но все равно не сможет припарковаться.
По наблюдениям Евгения, проблема «Маяка Минска» не в постороннем транспорте — чужие машины приезжают и уезжают в течение рабочего дня. Нарушители ПДД выявляются быстро, наказать их при наличии фото не составляет труда. На ночь иногородние свои авто здесь не оставляют — зачем?! Аншлаг начинается, когда домой возвращаются местные жители. «Чем в такой ситуации помогут шлагбаумы? — задается вопросом Евгений и сам же отвечает: — Ничем». Зато, добавляет он, кто-то будет регулярно получать деньги в виде абонентской платы за услугу, которая, по большому счету, никому не нужна.

С учетом мнения большинства

В Мингорисполкоме в официальном ответе на апрельскую публикацию «СБ» обратили внимание на то, что от жителей «Маяка Минска» в конце 2021‑го — начале 2022 года поступило 114 обращений по вопросу ограничения заезда транспортных средств в квартал. Ранее в управлении городского хозяйства и энергетики находилось на рассмотрении обращение Игоря Кацнельсона и других, изложенное 6 февраля нынешнего года в ходе личного приема председателя Мингорисполкома. Состоялось обследование территории ЖК, проведено совещание с участием всех заинтересованных. В результате администрации Первомайского района Минска было поручено разработать план-схему установки шлагбаумов на въездах на дворовую территорию жилых домов ЖК, а после получения необходимых согласований со всеми заинтересованными рассмотреть на заседании вопрос о выполнении работ по оборудованию шлагбаумами территории «Маяка Минска» за счет средств граждан.

(Здесь стоит напомнить, что, по словам председателя товариществ, у него уже есть на примете организации, готовые установить шлагбаумы безвозмездно. — Прим. ред.)

В районной администрации 21 апреля состоялось совещание с председателями правления организаций собственников ЖК «Маяк Минска», где председателям ТС поручили провести у себя общие собрания по вопросу установки шлагбаумов вокруг жилого квартала и в мае предоставить информацию с результатами изучения мнения жильцов.

«Проект решения о проведении благоустройства на землях общего пользования […] будет рассмотрен администрацией после подачи товариществами собственников заявления с приложением требуемого пакета документов и с учетом мнений большинства жителей квартала, изложенных в протоколах общих собраний членов товариществ», — говорится в ответе администрации Первомайского района на публикацию в нашей газете.

К сожалению одних и радости других, необходимые документы в означенный срок не были подготовлены. Опросы жильцов в товариществах собственников «Маяка Минска» продолжаются по сей день. Конечные сроки изучения общественного мнения продлены, поясняет заместитель главы администрации Первомайского района столицы Любовь Букаткина:

— В начале июня состоялась встреча с председателями товариществ собственников ЖК «Маяк Минска», и от них поступила просьба в связи с периодом отпусков продлить сроки проведения общих собраний до начала августа. Согласие было получено. Районная администрация должна получить выписки из протоколов собраний. Мы должны видеть ситуацию в целом — что думают жильцы об инициативе по установке шлагбаумов. Только после того, как мы изучим мнение людей, можно будет предметно говорить о возможности реализации этого проекта.

Что называется, золотые слова — ни добавить, ни убавить. Но тема не закрыта. Дождемся августа и узнаем, что думает большинство по поводу шлагбаумов в «Маяке Минска».

Вопросы на засыпку

Итак, позиции сторон озвучены, но вопросы все же остаются. И связаны они в первую очередь с существованием единой для всех транспортной инфраструктуры Минска.

♦ Есть ли расчеты, сколько парковочных мест освободится в «Маяке Минска» в результате установки шлагбаумов? Есть ли смысл затевать дорогостоящий проект за счет жильцов, если он не увеличит количество мест?

♦ Кто будет являться собственником шлагбаумов, если их все же решат установить? Предложение авторов идеи назначить КУП «ЖКХ Первомайского района» заказчиком и ответственным за реализацию проекта — всего лишь слова. У этой организации и без того забот хватает. И еще: вернут ли жильцам деньги за шлагбаумы, если проект будет признан неэффективным?

♦ Почему при исследовании общественного мнения не учитывается позиция бизнеса — предприятий торговли, сферы услуг и т.п., составляющих единый комплекс с жилыми домами и формирующих пресловутую инфраструктуру города в городе?

♦ Один из важных аргументов инициаторов установки шлагбаумов — перевод в будущем бесплатных автостоянок вокруг «Маяка Минска» в статус платных. Насколько верна информация инициаторов проекта об изменении статуса важной для обитателей ЖК парковки у Нацбиблиотеки или это просто неприемлемый способ воздействия на аудиторию?

♦ Означает ли делегирование Мингорисполкомом районной администрации права решения вопроса об установке ограничителей движения в крупном ЖК принципиальную позицию столичных властей? И в будущем за комплексом шлагбаумов могут скрыться, например, микрорайоны Каменная Горка или Брилевичи, «Минск Мир»? Да то же Уручье, расположившееся по соседству, волею большинства возьмет и закроет себя шлагбаумами. А там не исключено, что, глядя на «первопроходцев», шлагбаумами станут закрываться районы столицы. Сперва, например, тот же Первомайский, за ним иные… Очень бы этого не хотелось.

ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ

За что платим?

Платные автомобильные парковки в Минске организуются и функционируют с целью снижения транспортной и экологической нагрузки на основные магистрали города, более рационального использования территориальных ресурсов, повышения доступности объектов социальной, деловой и туристической инфраструктуры. На интерактивной карте, размещенной на сайте предприятия «Парковки столицы», более 60 открытых уличных платных автопарковок, в том числе несколько — закрытого типа, оборудованные шлагбаумом. Общее количество машино-мест превышает 5 тысяч. В планах — дальнейшее расширение сети платных парковок с целью разгрузки города от заторов.

СПРАВКА «СБ»

Опыт Москвы: скопировать не получится?

Игорь Кацнельсон, рассказывая об инициативе установки шлагбаумов, в беседе с корреспондентом «СБ» высказал мысль о том, что белорусской столице впору ориентироваться, в частности, на опыт Москвы и других передовых европейских городов. Действительно, начало массовой установки дворовых шлагбаумов в Златоглавой датируется 2013 годом, когда было принято соответствующее постановление правительства Москвы. Появление этого документа было вызвано запуском системы платных уличных парковок, а те, кто не хотел расставаться с деньгами, стали бросать машины в ближайших дворах. В 2015 году город начал выделять субсидии на установку шлагбаумов. 50 тысяч рублей на одно устройство полагалось жителям районов в зоне платной парковки. В 2018‑м размер субсидии был увеличен до 100 тысяч рублей, а право на ее получение дали всем жителям старой Москвы. Двумя годами позже установить шлагбаум во дворе при поддержке города было предоставлено также жителям новой Москвы.

Важный нюанс. В Москве зона платной парковки во многие десятки раз шире, чем в Минске. Цена зависит от удаленности площадки от центра. В то же время рядом с границами российской столицы устроено несколько десятков перехватывающих парковок. Платить не нужно, если машина стоит на площадке с 05:30 до 02:00 следующих суток, а водитель хотя бы два раза в этот же день воспользуется метро или линиями городских наземных электричек (МЦК и МЦД). В Минске несколько лет назад также сделали три перехватывающие парковки на окраинах, однако они не пользовались спросом из-за неудобного расположения.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter