Чем сильна интеграция Беларуси и России в аграрной сфере - прогнозирует эксперт

Продовольственная безопасность на фоне хронического голода


Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко недавно подписали декрет Союзного государства, который утверждает 28 интеграционных программ. Восточная соседка — главный деловой партнер республики. Даже в условиях пандемии за январь — август 2021 года наша торговля увеличилась почти на 36 процентов, до 24 миллиардов долларов. Реализация подписанных программ позволит создать равные условия для бизнеса, а экономики двух стран получат согласованные правила и нормы. Программы нацелены на скоординированную макроэкономическую стратегию, внедрение единых принципов налогообложения, общую политику в кредитно-финансовой и банковской сферах, промышленности и сельском хозяйстве. Давайте попробуем спрогнозировать, как это скажется на отечественных сельхозорганизациях, фермерах, переработке. Усилит или ослабит продовольственную безопасность?

Памятны наши «торговые войны»: и молочные, и мясные, и сахарные. Благодаря интеграции они останутся в прошлом. Нас усилят союзные программы, совместное финансирование проектов. Напомню слова Президента: «Мы — полноправные партнеры». Можно ожидать новых российских инвестиций в сельское хозяйство, выгодных кредитов. В РФ средства в банках дешевле, чем у нас, а белорусские аграрии смогут ими воспользоваться. Это актуально для затратных статей: покупки техники в лизинг, удобрений, средств защиты растений. Взаимовыгодная кооперация существовала и раньше. В прошлую пятилетку действовало несколько союзных программ, к примеру «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура», «Сад». Они выгодны и нам, и россиянам. На следующие пять лет также запланирована подготовка и реализация подобных программ. 

При одинаковых условиях тендеров на поставку продукции и доступ к российскому госзаказу белорусские предприятия получат уверенность, что оплата гарантирована. Они смогут взаимодействовать без посредников, которые сейчас покупают товары у фермеров и хозяйств, везут и продают там. Вспомните только рынок огурцов в Ольшанах! При наличии общей электронной базы и аукционов предприятия смогут поставлять продукцию напрямую. Кроме того, очевидно, что мы отходим в транзите от портов стран Балтии и Польши и усиливаем сотрудничество с Россией. Интеграция в этом смысле — плюс.

Есть ли недостатки у единого рынка сельхозпродукции, выдержат ли наши производители конкуренцию? Напомню, уже сейчас более 70 процентов оте­чественных продуктов продаем России. И не в ущерб себе. В структуре мировой торговли удельный вес нашей страны достойный: масло животное — 4,4 процента (7-е место), рапсовое — 3,1 (9-е), сыр и творог — 3,1 (10-е), сухое обезжиренное молоко — 2,8 (10-е), колбасные изделия — 1,6 (15-е).

У нас есть излишки, которые не может потребить внутренний рынок. Перерабатывающие организации, особенно в мясо-молочной промышленности, в последние пять лет модернизированы, в чем мы опережаем россиян. В то же самое время у нас чистота производства — 95 процентов, то есть отходов почти нет. Почему это важно? Напомню мировой парадокс. В тройке основных экспортеров продуктов питания — Китай, США и Германия, они же первые в рейтинге импортеров. За счет чего эффективны? Зарабатывают на добавленной стоимости при переработке: из литра молока — 100 продуктов, образно говоря. Поэтому для нашего сельхозпроизводителя российский рынок безграничен, а интеграция упрощает этот путь. До принятия союзных программ действовало много видов таможенных оформлений, переводов со счета на счет, рассчитывались по-разному налоги... В ходе интеграции уменьшится документооборот, бессмысленным станет получение сертификатов в двух карантинных инспекциях (хватит одной). А таможенное оформление?! Издержки на лишние бумаги исчезнут, что повысит рентабельность. Такого, как в ЕС, где фермеры выливают молоко или давят трактором яблоки, у нас точно не будет.

Отдельно хочу сделать акцент: сейчас системный кризис мирового рынка продовольственных ресурсов. Разрушительный COVID-19 нанес серьезный ущерб не только здоровью, но и экономике. Пандемия поставила под угрозу достижение планов по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), в частности ликвидации голода к 2030 году. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), хронический голод в 2020-м испытывали 83 миллиона 132 тысячи человек. В условиях отсутствия продовольственной безопасности живет почти 12 процентов населения мира. И прогноз не оптимистичный, если не принять меры. Рост проблемы в 2020 году равен увеличению за предыдущие шесть лет, вместе взятые. 

Но мы не в этой когорте. Республика за 2020-й поднялась на две позиции и занимает 23-е место в глобальном рейтинге продовольственной безопасности. К примеру, по молоку в 2020-м обеспечили свои потребности на 256 процентов! Наращиваем и экспорт. И не только с Россией — основным партнером. К примеру, со странами АСЕАН только за январь — сентябрь этого года он составил 77,8 миллиона долларов, что на 131,2 процента больше к уровню 2020-го.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь предусматривает государственные и частные инвестиции. Ее цели — устойчивое собственное производство сельхозпродукции, сырья и продовольствия, замещение импорта и развитие экспортного потенциала. Несмотря на все попытки в информационной войне очернить нашу аграрную отрасль, цифры доказывают обратное. Продовольственная безопасность — одна из главных целей аграрной и экономической политики любого государства, и нам удается сохранять ее на высоком уровне, в том числе благодаря открытости и кооперации с зарубежными партнерами. Интеграция — один из действенных инструментов на этом поле.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter