Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Мне подсказывает внутренний голос». Наш корреспондент побывала на тренинге личностного роста

Продам успех. Со скидкой

Знакомый не на шутку увлекся тренингами личностного роста. После очередной лекции уволился с работы, чтобы начать свое дело. Однако прошел уже год, а бизнеса он так и не создал. Парень не отчаивается и продолжает ходить на курсы в надежде, что вот-вот проснется успешным предпринимателем. 

К сожалению, мой знакомый не единственный, кто ждет чуда от нескольких лекций. Что заставляет людей спускать порой всю зарплату на курсы? Почему иногда здравый смысл проигрывает в борьбе с желанием купить рецепт счастья и успеха? В поисках ответов на эти вопросы корреспондент «Знаменки» отправилась на мастер-класс к психологу.
Рисунок Анатолия Щеголева

Методом тыка

Тренингов личностного роста в Минске много: где-то развивают бизнес-жилку, где-то учат вести переговоры, где-то помогают достигать поставленных целей, налаживать отношения с близкими и продвигаться по карьерной лестнице. Занятие на сайте одной из школ психологического развития выбираю методом тыка. Оплачиваю участие с помощью банковской карточки и, не выходя из рабочего кабинета, знакомлюсь с тренером.

С фото на меня смотрит женщина-вамп в откровенном платье, с броским макияжем. Кажется, она наряжалась для съемок очередного сезона «Битвы экстрасенсов». Специалист называет себя врачом-психиатром с восьмилетним опытом работы, сертифицированным тренером по НЛП и эриксоновскому гипнозу – послужной список впечатляет. Если верить сайту, то у нее есть природный дар приносить радость и оживление там, где она появляется. Что ж, проверим. 

Голос говорит мне

Вечер буднего дня. В поисках нужного адреса всматриваюсь в таблички на зданиях, попутно обращаю внимание на лица прохожих: может быть, на занятие идет эта женщина, обвесившаяся сумками, или вон та красотка в норковой шубе в пол? 

Захожу в помещение. Среди почти двух десятков желающих открыть в себе суперспособности таких людей не нахожу. Зато знакомлюсь с Натальей, мамой ребенка с инвалидностью, потерявшей силы сражаться с жизненными неурядицами. Узнаю истории Аллы, страдающей от того, что не может влиться в новый коллектив на работе, и Андрея – фаната коуча, не пропускающего ни одного ее занятия. «Круто было в воскресенье, я потом еще долго думал над тем, что ты сказала», – шепчет он перед занятием преподавателю. 

На часах ровно семь. Группа волнуется: чего не начинаем-то? На что тренер отвечает, устремив взгляд к потолку: «Голос говорит мне, что еще не все пришли». Через полминуты дверь распахивается и в аудиторию входит еще одна ученица – все аплодируют и поздравляют. Оказывается, у нее сегодня день рождения. Слушательница решила его отметить с друзьями, которые ищут цели в жизни и черпают энергию в странных психологических играх. Кондитер Анна, роль которой я исполняю, в эту компанию явно не вливается: окружающие недоумевают, зачем сюда явилась фифа, на лице у которой не читается проблем. И каждый раз, когда открываю блокнот, чтобы сделать пометку, вытягивают шеи, словно жирафы. 

Тренер кладет на стол несколько колод метафорических карт (специальных картинок с изображением предметов гардероба, природы, лиц и др.) и знакомит учеников с планом занятия: 

– Разделимся на группы по пять человек. Каждый вытянет по одной картинке из двух колод, а потом расскажет, что на них изображено. Представленные образы – это зримая метафора наших ценностей, страхов, желаний. Обратите внимание, что первоначальный смысл картинки не так важен, как душевный отклик. Чего терять время на скучную теорию, давайте играть. 

Третий глаз не открылся

Мне достается картинка с изображением индейского головного убора (роуча) и несуразных ботинок с открытым носом. Благодаря природной говорливости и журналистскому опыту, минут 20 рассуждаю об этих странных вещах, будто о чем-то привычном. 

Потом выслушиваю соседку, рассказывающую о горнолыжных сапогах и поварском колпаке, а затем еще троих членов команды. Прошел час. Стало скучно. Мысли начали уносить меня на улицу, но преподаватель «вернула» обратно: 

– Итак, вы, наверное, узнали о себе много нового. Кто хочет подвести итог первого этапа? 

Я поднимаю руку: 

– За эти 60 минут третий глаз не открылся, мировоззрение не изменилось, проблемы остались прежними. 

– А вы думаете, что час может кардинальным образом что-то изменить в вашей жизни? 

– У вас на сайте так написано. Однако по факту мы просто играем в ассоциации.

– Да, да. Мы тоже думали, что сможем узнать что-то новое, поработать над собой, – начинают возмущаться мои соседки. 

– Все это обсудим в индивидуальном порядке. 

– Отлично. Может быть, сразу запишете меня на прием? Где вы работаете с пациентами? 

– Напишите мне завтра в вайбер, расскажу. 

После этого коуч старается не обращать на меня внимания. Даже когда я тяну руку, чтобы высказаться, делает вид, что не замечает. 

С головной болью и чувством жуткой усталости иду на улицу. Когда на ходу надеваю пальто, меня окликают двое парней: 

– Девушка, у вас что-то упало! 

– Что? – всматриваюсь в темный асфальт.

– Улыбка, красавица. Поднимите и больше не теряйте. 

Удивительно, но несколько слов, брошенных случайными прохожими, сделали для моего настроения больше, чем трехчасовой тренинг. Неужели мне одной показалось странным происходящее в том душном кабинете? Наверное, тем, кто там был, гораздо приятнее идти к «всемогущему» специалисту, который обещает эффект здесь и сейчас, чем к тому, кто профессионально и беспристрастно заставляет разбираться в себе, ничего не приукрашивая и не искажая действительности. 

КОМПЕТЕНТНО

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей Национального собрания:

– В соответствии с Указом Президента от 1 сентября 2010 г. № 450, деятельность по оказанию психологической помощи подлежит лицензированию. Если у тренера личностного роста есть специальные документы, то ученики могут ему доверять. Когда на вопрос о наличии лицензии отвечают витиевато, мол, многолетний опыт работы важнее формальностей, то это должно насторожить. 

Коучи очень хорошо знают законы, поэтому стараются их обходить. Чтобы избежать лицензирования, рекламируют свои услуги не как психологическую помощь, а как обучающие программы. Это незаконно. 

Важно, чтобы рядом с человеком, которому понадобилась психологическая помощь, вовремя оказался профессионал. Хорошо, что Наталья не замкнулась в себе и пришла за поддержкой. Но непонятно, почему она предпочла платную консультацию специалиста, о квалификации которого ничего не знает, а не бесплатную встречу с сотрудником Центра коррекционно-развивающего обучения и образования, положенную ей по закону. К слову, родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью, могут не только получать психологическую помощь на безвозмездной основе, но и пользоваться социальной передышкой – временным освобождением от ухода за детьми для восстановления сил, решения бытовых вопросов. 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Егор Скрундь, экономист, Минск: 

– Поддерживаю людей, которые развиваются на протяжении всей жизни. Среди моих знакомых немало тех, кто получает второе высшее образование, осваивает новые программы. Я и сам занимаюсь английским, постоянно читаю, а сейчас прокачиваю скилл отцовства – недавно стал папой. Пришлось купить специальную литературу и даже сходить с супругой на курсы.

Что касается психологических тренингов, то на них никогда не был. У меня всегда хватало мотивации заниматься дома, не прибегая к помощи коуча. Хотя я знаю примеры, когда после грамотных программ люди продвигались по карьерной лестнице и строили бизнес. Вопрос только в том, как не нарваться на шарлатана, а попасть к специалисту, который действительно хорошо разбирается в психологии. Когда вижу на столбе объявление двухчасового тренинга «Искусство привлекать деньги», то просто смеюсь: неужели в это кто-то верит?

odubrovsk@sb.by

Что вам дали тренинги личностного роста?

Карина Лосева, флорист, Витебск:

– Однажды ради интереса с подругой сходили на бесплатный тренинг по взаимоотношениям. В афише все было красиво расписано: «поможем отыскать вторую половинку», «научим находить язык с противоположным полом». В небольшом помещении собралось около 20 учениц разного возраста, желающих постигнуть секреты по обольщению. Но чуда не произошло. На занятии коуч говорил очевидные вещи, а за подробностями пригласил на курс, цена которого была заоблачной. Поэтому не верьте рекламе: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Юлия Артюх, врач-психотерапевт, Новогрудок:

– У меня за плечами более 15 тренингов. На первый попала еще во время учебы в мед­университете. Хотела разобраться в себе, но не знала, с чего начать. Сейчас хожу на курсы из личного интереса, изучаю современные практики, которые нужны пациентам. Мир очень быстро меняется, все знать невозможно. А тренеры делятся только проверенной информацией, ссылаются на книги, которые позволяют детально разобраться в теме. На занятиях через себя пропускаю новые техники, поэтому могу эффективнее применять их в жизни и работе. 

Дмитрий Семенов, инженер, Гомель:

– Еще в студенчестве меня заинтересовала тема профайлинга – методики, которая помогает по мимике и жестам определить, говорит человек правду или лжет. В родном городе тренингов на эту тему не нашел, поэтому поехал в Минск. За двухдневный интенсив в группе из 30 человек заплатил 500 рублей, решив, что он того стоит. Внимательно слушал тренера, конспектировал и пытался запомнить. Сейчас могу сказать, чем один психотип отличается от другого. Но применять эти знания в жизни так и не научился: не могу с одного взгляда «прочитать» человека, как Шерлок Холмс.

shestakevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter