Продам "кветку" ручной работы. Дорого

На чем зарабатывает Петриковский районный Дом ремесел?

В следующем году Петриковский районный дом ремесел отметит свое 20-летие. В свое время культурный объект создавался, чтобы сохранить мелкое ручное производство с художественным акцентом. Резьба и роспись по дереву, соломка, вытинанка, изготовление народных кукол, кожевенное дело… Всеми этими ремеслами издревле занимались жители Петриковщины. Ими и зарабатывали. Насколько доходное это дело теперь? Может ли районный Дом ремесел обеспечить себе финансовую подушку безопасности?

Методисты-мастера Петриковского районного дома ремесел Алексей БАТАН, Валентина ФАЛЕЕВА, Дмитрий СТРУК

Заглянуть в казну культурного объекта помогают мне мастера (их в штате Дома ремесел пятеро). У каждого, кроме специального образования, собственное направление. К примеру, самым традиционным — соломкой — занимается Валентина Фалеева. В Доме ремесел старожил: работает со дня его основания. Задача зарабатывать деньги на декоративно-прикладном творчестве кажется ей все же второстепенной. Главная просветительская: «Передаем свое мастерство в первую очередь детям. Мы обязаны их научить исконно полесским ремеслам. Занятия бесплатные, проходят три раза в неделю. Родителям удобно: любимое чадо занято и под присмотром».

С коллегой не соглашается мастер-методист Алексей Батан, который занимается резьбой по дереву. Не понаслышке знает, что ремесло — это реальные деньги. Допустим, несколько лет назад шло активное развитие инфраструктуры для местного туризма. И от заказов многих агроусадеб и охотхозяйств Петриковщины и соседних районов отбоя не было. Одному малые архитектурные формы подавай, другому настольные статуэтки и скульптуры. Некоторые даже целые бани просили оформить. Кстати, за такой заказ можно было «срубить» и под 300 условных единиц. Но теперь спрос на декоративные изделия из дерева заметно поутих. Стоимость деревянной скульптуры может варьироваться в зависимости от величины и сложности исполнения. Ценовой диапазон большой — от 20 до 20 тысяч рублей.

Кроме творческого поиска, ремесленник постоянно находится в поиске заказов, утверждает Алексей Батан:

— Семью же как-то надо кормить. Иной раз на то, что человеку культуры по шаблону работать трудно, приходится закрывать глаза. Вот пришлось освоить новое направление — таксидермию. Почему есть заказы на изготовление чучел животных, рыб и птиц, догадаться несложно: наш район входит в состав Национального парка «Припятский». Заказывают такие изделия в основном те, кто приезжает на Петриковщину поохотиться и порыбачить, а потом хочет увезти медальон с частичкой трофея с собой.

— А как же заказы в частном порядке? 

— Не без этого. Но на халтурах далеко не уедешь. Дом ремесел для меня — это не просто официальное место трудоустройства, зарплата и социальные гарантии. Это и реклама, продвижение, и, что немаловажно, мастерская. У нас есть ремесленники-частники. У большинства из них есть место для занятий творчеством. Но это не мой случай, поэтому удобно иметь, так скажем, «свой угол» в Доме ремесел.

Решаю прицениться к основным видам изделий, благо многое можно увидеть в кабинете, где работает мастер-методист Дмитрий Струк. Художник оформляет новогодний плакат на заказ. Мастер занимается и живописью, но это слишком популярное направление сегодня. Полотно формата, скажем, А2 обойдется в 200 рублей. Живописью интересуются в основном ценители, комментирует Дмитрий:

— Сейчас людям дешевле распечатать фотографию и поставить ее в рамку. У нас в провинции отдать за картину даже 200 рублей — роскошь. В ходу предметы интерьера более дешевые. Допустим, расписные статуэтки из дерева, вазы — от 25 до 60 рублей, простые малые архитектурные формы 15—20 рублей. Проблема не в том, что ремесленники дерут три шкуры: вещи ручной работы во все времена стоили дорого. Вопрос в платежеспособности покупателя: он несколько раз подумает, если встанет выбор — купить элемент декора либо кусок мяса.

Проверяю на себе. Присматриваюсь к работам Валентины Фалеевой. Красивая и нарядная соломенная кукла стоит 40—60 рублей. Кокошник (их заказывают коллективы художественной самодеятельности) — 100 рублей, деревянная шкатулка для драгоценностей, инкрустированная соломкой, — 35 рублей. А вот на стене картина в технике, которую сама придумала мастер — соломенная живопись. Это когда тоненькими «лоскутками» нарезается хлебный стебель, выкрашивается в определенный цвет и приклеивается к полотну, чтобы получилась единая композиция. Картина нравится, но, увы, дороговато: 110 рублей. Всему ассортименту предпочитаю соломенный цветок, которым давно хотела украсить интерьер своей комнаты. Ценовой диапазон таких «кветак» — от 2 до 20 рублей.

Продажа изделий — вопрос номер один, говорит директор Дома ремесел Александр Кудравец. На одних только выставках-продажах, в том числе и республиканского значения, далеко не уедешь. К примеру, самые большие деньги выручили в этом году на «Славянском базаре» — 250 рублей.

Возможно, стоит открыть сувенирную лавку? Но с этим проектом можно «попасть» на серьезные деньги: Петриков не Минск, оборачиваемость покупателей здесь чрезвычайно низка. Рентабельность под большим вопросом. «Хоть бы с планом платных услуг разобраться, — размышляет Александр Кудравец. — В прошлом году доведена была цифра в 2300 рублей, в этом — 3200. Выкрутились, выполнили задание. Условно говоря, на краски, кисти, резцы, шлифовальную бумагу и хватило бы... Но с таким спросом на предметы декоративно-прикладного искусства сложно даже ставить вопрос о выходе самого Дома ремесел на самоокупаемость — издержки в разы превышают затраты».

И ВСЕ же преференции у учреждения кое-какие есть: Дом ремесел — юридическое лицо. Значит, может спокойно производить и торговать. Но деньгами распоряжаться по собственному усмотрению — нет: выручка с продаж идет на счет отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Петриковского райисполкома, как прокомментировали здесь. И удивляться тут нечему: такова система. Деньги, заработанные по плану платных услуг всеми клубными учреждениями района (а таковых на Петриковщине 34), аккумулируются в общем «котле». А распределяются централизованно — по принципу «кому что надо».

Упор, вероятно, все же стоит сделать на работу под заказ. Это направление прибыльное. Допустим, Дом ремесел готовит различную наглядную агитацию — баннеры, стенды, афиши. Заказчики — организации района. Стандартный стенд стоит 65 рублей. К предстоящим выборам таковых нужно 11–12 штук. Вот вам и копеечка.

uskova@sb.by

Фото автора


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...