Прочь с дороги

О пьянстве за рулем

Влиять на пьяниц добрым словом — занятие древнее, с богатыми традициями. Вот и с пьяными водителями мы долго и упорно беседуем на темы морали. А те не слышат, держат свой курс — под углом в сорок градусов.


С начала года только в Гомельской области автоинспекторы поймали 460 «повторников» — тех, кто до этого в течение года попадался за рулем нетрезвым. У них забирают водительские удостоверения — они все равно рвутся рулить. Их снова ловят — и прописывают максимально возможные наказания, которые лично мне кажутся недостаточно суровыми. Сетования на мягкость санкций приходилось слышать и от сотрудников ГАИ, и от прокуроров, и даже от адвокатов. Впрочем, ужесточение ответственности тоже не всем видится результативным...


В 2009–м судили 26–летнего гомельчанина Будькова. Прилично приняв на грудь, он на «Мерседесе» своей матери со скоростью 80 километров в час въехал на троллейбусную остановку. «По неосторожности» убил женщину и 6–летнюю девочку, ее мать покалечил, еще пятерых ранил. Потом сбежал. Получил максимально возможные 7 лет строгого режима. После приговора государственный обвинитель Евгений Лисун делился соображениями: такие убийства стоит переводить в разряд умышленных, поскольку, садясь пьяным за руль, человек знает, на что идет. Я специально пообщался тогда и с другим прокурором, который накануне разбирался с гибелью двоих детей в Ветке (сбивший их пьяный водитель и пассажир тоже пытались скрыться). Он настаивал: надо дополнить Уголовный кодекс соответствующим пунктом для ДТП, совершенных в пьяном виде.


Вообще–то я не уверен, что Будькова остановило бы наличие этого пункта. Думаю, в тот момент в его голове был сплошной туман. Но есть момент, который вечно остается в тени. Нередко пьяный водитель находится в машине не один. Частенько рядом какие–то люди. Некоторые даже трезвые.


В «Мерседесе» тогда сидели двое пассажиров. С места аварии они тихо сбежали, на следствии фигурировали в качестве свидетелей и об их дальнейшей судьбе мало что известно. Наверное, сейчас смеются, женятся, воспитывают детей. По закону им трудно что–то предъявить. А по мне, так они соучастники убийства.


Пару лет назад я тоже мог стать соучастником. Меня подвозил пьяный водитель. Этакий последний развеселый «динозавр» 90–х, невесть как выживший, без «башни и тормозов». К слову, нынче этот автомобилист проживает в следственном изоляторе совсем по другому поводу. Не то чтобы он совсем уж выпадал через дверцу своего внедорожника, но нахлебался перед поездкой прилично. Местность была безлюдной, кругом лес. Так что в худшем случае могли врезаться в осину. Но все же. Я тогда промолчал. Случись это сегодня, думаю, нашел бы для лихача пару отрезвляющих слов...


В гомельском управлении ГАИ чуть ли не каждую неделю придумывают новые способы влияния на умы автомобилистов. Недавно влияли совместно с областной прокуратурой. Собрали десятка четыре водителей, остановленных за последнее время в пьяном виде. Разношерстная компания потела в актовом зале, ожидая, видимо, душеспасительных бесед. Но мораль не читали. После традиционного фильма с трупами (может, хоть кого–то впечатлит) и наложения административного наказания (лишение водительского удостоверения, штраф) все по очереди отправлялись к расположившемуся тут же прокурору. Он вручал официальное предупреждение прокуратуры. Такое было впервые. Позже объяснили: действие совсем не ритуальное, теперь у человека перед глазами подробное описание несчастий, которые постигнут его в случае повторного нарушения, — штраф до тысячи базовых, арест и так далее.


Подействует или нет — вопрос сложный. Но попробовать стоило. Беда в том, что после некоторого количества спиртного волшебная сила официального предупреждения слабеет, просыпается желание опять карабкаться за руль. Прав нет, но машина–то не отобрана...


Сейчас у МВД есть такая платная услуга — можно проверить человека на наличие судимостей. Для работодателя полезная штука. Думаю, не менее полезно было бы наличие на сайте МВД открытой и бесплатной базы тех, кто имеет склонность к пьяному вождению. В некоторых районах уже видел что–то подобное. Знаю, идея спорная, но не хуже прочих.


Припоминая неспокойную публику в актовом зале ГАИ, считаю также уместным совет знакомого психолога: помимо штрафов и прокурорских предупреждений, хороший терапевтический эффект имела бы недельная отработка в морге или травматологическом отделении. Уборщики всегда нужны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter