Проблемы с серым веществом

Когда у наших цементных заводов откроется второе дыхание

Проблемы со сбытом цемента уже стали притчей во языцех. Модернизированные предприятия производят его больше, да и качество заметно улучшилось, но одновременно с этим сократился спрос на этот продукт у соседей. В итоге у  предприятий возникли проблемы со сбытом. В начале «высокого» сезона, когда спрос на цемент традиционно вырастает, корреспондент «Р» решил проверить, каковы перспективы производителей вернуть утраченные позиции. Тем более что  цементные предприятия в нашей стране давно объединились в мощный отраслевой холдинг.

По своей сути цемент — местный продукт. Далеко его не повезешь: максимальное транспортное плечо — 500 километров, 800 — уже предел

Продукт местного значения


Вроде бы еще недавно, в конце 90-х, казалось, что сегодня среднее потребление цемента на душу населения будет около тонны в год. Причем рост спроса предполагали и западные, и восточные аналитики. Тогда новые мощности возводились и в Европе, и в Азии, глубоко модернизировались существующие предприятия. Но строительная индустрия сделала совершенно неожиданный пируэт. Прогнозируемого пика потребления так и не произошло: ни в ЕС, ни в России, ни в Юго-Восточной Азии. Дополнительного негатива добавило и замедление мировой экономики, что серьезно отразилось на объемах строительства. В результате сегодня наблюдается глобальное перепроизводство цемента. Впрочем, как и других строительных материалов. Той же арматуры. Один Китай производит до 2 млрд тонн цемента ежегодно при мировом потреблении около 3,6 млрд тонн.

Определенное давление испытывает и белорусская отрасль. Самым серьезным покупателем всегда были домостроительные комбинаты. Но вместе с сокращением возведения жилья их потребности резко сократились. Фактически, единственным вариантом наращивания производства сегодня является освоение экспортного направления. Но с поставками за рубеж все обстоит не так уж и просто.

По своей сути цемент — местный продукт. Далеко его не повезешь: максимальное транспортное плечо — 500 километров, 800 — уже предел. Если покупатель расположен дальше, транспортные издержки съедают всю маржу и делают поставку убыточной. Пожалуй, исключение было во второй половине 2000-х, когда на фоне строительного бума цена тонны цемента превышала 100 долларов. Но период пиковых цен продлился относительно недолго. Сейчас цена тонны колеблется в пределах 50—60 долларов, которая перемещений на большие расстояния не предусматривает.

Прицел на соседние столицы


Реально для белорусской продукции доступны российские регионы в пределах Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга. Конечно, две российские столицы являются лидерами по спросу среди регионов, но и конкуренция там очень высокая. Тем более что в соседней стране своих производителей, в принципе, хватает. И выиграть соперничество за потребителя у местных компаний очень непросто. Против нашей продукции играют и объективные, и субъективные факторы.

Чужие деньги в себестоимости


Цемент — продукт энергоемкий. А газ и электроэнергия для наших предприятий обходятся в 2—3 раза дороже, чем для российских. Столь серьезный разрыв принципиально сказывается на себестоимости продукции. Абсолютные цифры каждая компания держит в секрете — коммерческая тайна. Но достоверно можно сказать: энергетика в себестоимости белорусского цемента занимает около 60%, а российского — 35%. И это притом, что технологические и производственные процессы в наших компаниях выстроены более экономично.

Вторая проблема — привязка энергетических тарифов к валюте. А готовая-то продукция продается либо за белорусские, либо за российские рубли. И любые курсовые изменения сразу сказываются на финансовом результате. Особенно нелегко приходилось в начале 2015 года, когда 100 российских рублей стоили 2,55 белорусского, сейчас — почти 3,3 рубля. И поставки на соседний рынок сразу стали намного интереснее. Впрочем, с привязкой себестоимости к доллару на наших цементных заводах сражаются с самоотверженным упорством. Например, ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер» газ на новых линиях используют только для разогрева оборудования. Основную же энергетику сначала перевели на уголь, сейчас ее переориентируют на местные виды топлива: торф, брикеты. Несомненно, иметь дело с ними сложнее, но зато удается постепенно убирать из себестоимости валютную составляющую.

Еще один фактор, который играет не в нашу пользу, — сырье. Нет, мел-то у нас хороший, отличного качества, но из-за геологической специфики месторождений влажность сырья несколько высоковата — около 26—29%, в зависимости от времени года. Приходится его сушить, чтобы использовать в производстве по современным технологиям. Российские месторождения более сухие. Поэтому, например, энергозатраты завода в Воронеже где-то на 20% ниже.

Шансы есть


Невзирая на все недружелюбие внешних факторов, белорусский цемент обладает экспортным потенциалом. Прежде всего, за счет проведенной модернизации предприятий, выверенной производственной логистики и грамотной сбытовой стратегии. Впрочем, у наших предприятий нет другого варианта, кроме как развитие поставок на внешние рынки. Емкость внутреннего явно не отвечает производственным мощностям, более того, еще и сокращается год от года. Если в 2015 году страна потребила 3,7 млн тонн, то в прошлом — 3,2 млн тонн. А на экспорт, и только «Белорусская цементная компания» (БЦК), продала 1,2 млн тонн. И продолжает развивать свой потенциал.

Цементная отрасль далеко не безнадежна, как может иной раз показаться. Продукция конкурентоспособна на зарубежных рынках, даже учитывая более высокие цены на энергоносители по сравнению с Россией. Если тарифы будут сближаться, то у наших предприятий буквально откроется второе дыхание. И они смогут самостоятельно и по графику решить свою самую большую проблему: высокую внешнюю кредиторскую задолженность. Пока рентабельность производства не позволяет полноценно рассчитаться с инвестиционными долгами. Не исключено, что их придется реструктуризировать, в том числе и с помощью государства. Впрочем, в сложившейся ситуации вины цементных заводов практически нет.

Монополия во благо


А вот за счет организационных мер, которые не требуют дополнительных финансовых вложений, повысить эффективность отрасли возможно. Объединение ряда предприятий в холдинг — «Белорусскую цементную компанию» — принес свои результаты. Во-первых, снизил конкуренцию. Она, несомненно, двигатель прогресса, но при избытке мощностей, падающем спросе приводит только к демпингу или работе предприятий на минимальной марже и гробит всех участников рынка. А задрать цены не позволят падающий спрос и иностранные компании. Во-вторых, внутри холдинга удалось оптимизировать ряд процессов и снизить необоснованные издержки при производстве различных железобетонных конструкций. И в-третьих, появилась возможность реализовывать экспортную стратегию, выступая за рубежом единым фронтом.

Но дело консолидации отрасли не довели до полностью логического конца. В БЦК вошли только два цементных производителя — ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер», расположенные в Могилевской области. ОАО «Красносельскстройматериалы» на Гродненщине осталось самостоятельным. Вроде бы в этом и нет ничего плохого, но иной раз приводит к несогласованности действий. Например, в прошлом году было пару месяцев, когда возник дефицит цемента на внутреннем рынке. Причем в географической зоне ответственности ОАО «Красносельскстройматериалы», которое большие объемы поставляет на строительство БелАЭС. Получилась весьма пикантная история: чтобы не выбиться из графика, пришлось запускать старую производственную линию с «мокрой» технологией. Она более чем в полтора раза затратна по сравнению с современным «сухим» способом. Между тем в Могилевской области у БЦК далеко не полностью были задействованы более эффективные мощности.

Если бы все три завода были объединены под единой стратегической крышей, таких накладок бы не происходило. И можно было бы избежать лишних затрат. Да, получится монополия. Но в некоторых случаях она является не злом, а благом. Особенно учитывая, что финансовое счастье лежит на чужих рынках: объективно внутренний всех не сможет прокормить. А на чужих просторах приходится конкурировать не с маленькими заводиками, а с крупными торгово-финансовыми или торгово-производственными корпорациями. И величина является не последним фактором в конкурентоспособности и возможностях.

МНЕНИЕ

Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор РПТУП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания»:

— На российском рынке мы работаем с крупной российской торгово-производственной корпорацией «Евроцемент», которой мы поставляем практически все экспортные объемы. Такое сотрудничество себя полностью оправдало. В прошлом все попытки создать собственные торговые дома в России заканчивались неудачно. Кроме того, необходимо учитывать: чтобы создать за рубежом эффективную товаро-проводящую сеть, необходимо вложить серьезные инвестиции, которые являются весьма рискованными при жесткой конкуренции на рынке. Сотрудничество со стратегическим партнером позволяет избежать этих трат и пользоваться его возможностями и компетенциями. В случае с «Евроцементом» удалось избежать излишней конкуренции и стабилизировать цены и объемы на приемлемом для всех уровне. Более того, «Евроцемент» добровольно снизил свои поставки на наш рынок. Если в 2015-м году российская компания реализовала в Беларуси 416 тыс. тонн, то в 2016-м — уже 240 тыс. тонн.

volchkovvv@mail.ru

Автор фото: Сергей ЛОЗЮК
Версия для печати
Взгляд со стороны
Каждый сам за себя-закон джунглей. Объдинения убыточного хозяйства с передовиком в большенстве случаев приносит вред себе и другим. Одни лишаются государственных дотаций, другие идут ко дну от непомерного груза на шее. И кто придумал подымать экономику области,  присоединяя отстающие колхозы к промышленным предприятиям? А проценты по займам из банка под 45% годовых, не один нормальный человек ме может себе этого позволить и лишь только под угрозой увольнения. Так что нечего напрасно ругать трудового человека выполняющего и перевыполняющего план. Вы там на верху сами разберитесь, когда дать возможность уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, что бы рабочий во время отпуска смог отдохнуть не только у себя на дачи, но и на мировых курортах.
Александр,53,Бобруйск
Помнится мне,что президент нашей страны предложил использовать цемент(бетон) при строительстве дорог и дело пошло,а теперь читаем снова о проблемах отрасли???  
Взгляд со стороны
Каждый сам за себя-закон джунглей. Объдинения убыточного хозяйства с передовиком в большенстве случаев приносит вред себе и другим. Одни лишаются государственных дотаций, другие идут ко дну от непомерного груза на шее. И кто придумал подымать экономику области,  присоединяя отстающие колхозы к промышленным предприятиям? А проценты по займам из банка под 45% годовых, не один нормальный человек ме может себе этого позволить и лишь только под угрозой увольнения. Так что нечего напрасно ругать трудового человека выполняющего и перевыполняющего план. Вы там на верху сами разберитесь, когда дать возможность уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, что бы рабочий во время отпуска смог отдохнуть не только у себя на дачи, но и на мировых курортах.
Виктор
> Проблемы со сбытом цемента уже стали притчей во языцех. Модернизированные предприятия производят его больше
прикольно. сбыта нет, н опроизводят все больше и больше
Иван, 26, отсюда
Вынужден критиковать и автора статьи, и комментаторов: никто не знает сути вопроса! Возможно и я излишне субъективен, но это мое право - я не преследую цель обидеть кого бы то ни было и поэтому прошу принять мои слова как есть. Безусловно, цементные производства находятся в прямой зависимости от состояния дел в строительной отрасли в целом. Сегодня мы на спаде спроса и платежеспособности строителей и производителей строительной продукции. Но переизбытка цемента в Беларуси нет! А тот спрос, который есть более или менее платежеспособен. Проблема с дебиторской задолженностью, о которой любят говорить с высоких трибун во многом надумана - "дебиторка" по некоторым цементным заводам не превышает месячного объема выпуска товарной продукции. Т.е. даже если завод полностью погасит дебиторку, то этих средств не хватит на решение его финансовых проблем даже текущего месяца. Объемы необходимых платежей за газ, уголь. электроэнергию, на заработную плату, прочую социалку, налоги, обслуживание кредитов и долгов прошлых периодов многократно превышают поступления средств от реализации продукции. Рентабельности, заложенной в стоимости продукции, для обслуживания этих финансовых обязательств категорически не хватает. предприятия вынуждены работать с банками для перефинансирования по кредитам, за счет поступления средств гасят старые кредиты для того, чтобы взять новые. зарабатывают на этом только банки. А предприятия вынуждены экономить. На чем? На ремонтах основного оборудования. К чему это приводит? Вопрос очевидно риторический. Поэтому, не смотря на плюсы от модернизации в виде более экономного "сухого" способа, производства работают неэффективно, с частыми поломками и простоями. Отсюда и повышенный в весенне-летний сезон ажиотаж. товара просто не хватает даже на тот маленький спрос, который есть в наш период спада строительной отрасли. Объединение предприятий Могилевской области в холдинг, на мой взгляд, было и остается целесообразным - предприятия находятся практически на одной площадке и питаются из одного карьера. Что касается Красносельскстройматериалы, то тут вопрос не так прост. мол объединим и все будет ок. Не будет! Координации действий предприятий со стороны МАиС вполне достаточно. БЦК и Красносельск территориально разненсены по разным "углам" страны и делят ее по реализации условно по Минску. Вопрос вывода красносельского предприятия на безубыточность лежит в совершенно иной области. От включения его в холдинг ровным счетом ничего не изменится, если только предприятию не будет оказана реальная финансовая помощь. При этом помощь должна быть оказана с отсрочкой погашения вплоть до выхода предприятия на стабильную безубыточную работу с соблюдением всех необходимых технических регламентов и требований по эксплуатации оборудования. Если этого не будет сделано, то предприятие будет дряхлеть на глазах. Спрятать его холдинг и закрыть таким образом проблему - очковтирательство! Ровно как и смена руководителя - мол вот придет молодой энергичный, наведет порядок. Любой, без решения основных финансовых проблем и без соответствующей помощи или сгорит на рабочем месте, или ...... сделает себе карьеру и пойдет на вышестоящую должность. А завод.........
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?