Редкостная человеческая судьба – это и о поэте Твардовском
Об этой удивительной книге был наслышан давно. Хотелось ее приобрести, почитать в тишине на досуге. И вот держу в руках это чудо. Называется она «Александр Твардовский. «Честно я тянул мой воз»: Стихи. Проза. Дневники. Письма. Документы. Голоса современников (Составитель А. Турков. – М.: МИК, 2010)». Признаюсь, уже и не припомню, когда с таким наслаждением вчитывался в строки стихов, прозы, дневников… Не о нем ли, литературном мэтре, человеке-глыбе, сказал когда-то Михаил Дудин: «поэт – это не профессия, а редкостная человеческая судьба»? Думается, и о нем.
У поэзии свои законы и координаты – об этом вспоминаешь, перечитывая блестящую лирику Александра Трифоновича. Его творчество – это не только емкие стихи, но и поэмы «Дом у дороги», «Страна Муравия», «За далью – даль»… И все же вершиной поэтического взлета автора бесспорно стала знаменитая поэма «Василий Тёркин». Равной ей, по сути, не существует ни в советской, ни в российской, ни в мировой литературе. Не случайно именно о ней тепло и проникновенно отозвался нобелевский лауреат Иван Бунин: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»
По всей видимости, мало кто из нынешних читателей знает, что Александр Твардовский в годы Великой Отечественной войны служил в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» (после газета БВО «Во славу Родины»). Кстати, в этой фронтовой газете он опубликовал первые главы поэмы «Книги про бойца «Василий Тёркин». Там в редакционном коллективе он читал отрывки из поэмы, обсуждал их с собратьями по перу.
Читая Твардовского, словно окунаешься в мир добра, поражаешься его таланту, художественной смелости и самостоятельности. Эти черты характера поэт сохранил и в общественно-политической деятельности, особенно на посту главного редактора журнала «Новый мир».
Все мы знаем, чем был в то время этот журнал и кем был для всех поэт Александр Твардовский, который во главу угла в творчестве всегда ставил не конъюнктуру, а совесть. Вспомним строки Евгения Евтушенко из «Баллады о Твардовском»:
Он знал одну любовь
на свете белом
и ради так истерзанной
земли.
Тяжелым телом
и тяжелым делом
пробил пролом,
в который мы вошли…
Если бы не принципиальность и твердость Твардовского, его непоколебимая жизненная позиция, вряд ли бы мы узнали имена писателей Александра Солженицына, Федора Абрамова и других. Это он своей интуицией и пристальным взглядом рассмотрел незаурядные таланты.
А после сколько ему пришлось выслушать нелицеприятных слов от высшего руководства страны да и побратимов по литературному цеху. Тогда же в одном из писем жене он пишет: «Сказать откровенно, мне даже нравится, что она, работа моя, идет не под сплошные аплодисменты…»
Действительно, таких книг, которые захватывают, заставляют думать и анализировать в наше сложное зигзагообразное время, к сожалению, появляется мало. Поэтому вдвойне радостно, что составитель книги Андрей Турков сумел, используя в первую очередь литературное творчество и биографические вехи, а также воспоминания современников, объемно высветить судьбу поэта, великого поэта ХХ века.