Проба пера

Перечень необходимых качеств для того, чтобы стать членом молодежного клуба «Стремление», что разместился в столичной школе № 176, вывешен прямо у входа в творческую лабораторию.

Перечень необходимых качеств для того, чтобы стать членом молодежного клуба «Стремление», что разместился в столичной школе № 176, вывешен прямо у входа в творческую лабораторию.

Это талант, трудолюбие и порядочность. А еще – действительно огромное желание «приручить» слово, выразить себя, уточняет руководитель кружка Фридрих Модель.

Открылась уникальная (таких в Минске больше нет) секция в 1997 году с вполне угадываемой целью – объединить ребят, увлекающихся прозой и поэзией, не дать им потеряться и… помочь найти себя. «Я никогда не стремился к количественным показателям: мол, на начало года в клуб записалось столько-то юношей и девушек, начитано столько-то часов лекций. Я стараюсь заниматься с моими подопечными индивидуально, ведь только так на самом деле можно вырастить если не талант ( в среднем в клубе занимаются два-три года), то человека, не случайно пришедшего в литературу, журналистику», — считает Фридрих Михайлович, в прошлом – учитель русского языка и литературы, педагог более чем с полувековым стажем, театральный критик и помощник главного режиссера ТЮЗа.

Лучшее подтверждение тому, что целей достичь удается, – результаты, например, прошлого года. Две выпускницы «Стремления» (большинство учеников Фридриха Михайловича жизнь связывают с гуманитарными профессиями) стали студентками факультета журналистики, еще одна поступила на факультет белорусской филологии БГПУ имени М.Танка. И такие успехи ребят никого уже не удивляют, а воспринимаются как норма.

«Вы правы, научить писать нельзя, можно разве что преподавать технологию, азы из разряда «избегай общих мест и тавтологий», — продолжает Фридрих Модель. – С другой стороны, без умелого стилиста, направляющего редактора в первых пробах пера, пожалуй, не обойтись. Детей стоит приучать к хорошей книге, иначе уже им приручить слово не удастся. Им нужно объяснить, что девиз: «Ни дня без строчки», — не пустые слова, что необходимо не столько изящно писать, сколько красиво мыслить».

Стоит ли говорить, что клуб недаром называется «Стремление». Люди в нем собрались увлеченные, творческие, поэтому занятий в обычном понимании слова, как, впрочем, и расписания, строгого учета посещений, оценок здесь нет. Зато каждый ученик (приходят сюда не только учащиеся 176-й школы и не-

обязательно с 1 сентября) может быть уверен: его всегда внимательно выслушают, прочитают и посоветуют, помогут определиться. Причем одним из главных принципов своей педагогической деятельности руководитель клуба считает классическое: «Не навреди». Ведь сколько раз казалось – этой девочке лучше пойти в кружок кройки и шитья, а воспитать удавалось талантливую журналистку… Сколько раз хотелось сказать: «Начнем с того, что стихи ты писать не будешь…», а выходило с точностью до наоборот. Кстати, практически все выпускники «Стремления» связей с Фридрихом Михайловичем не теряют и, как могут, поддерживают вновь поступивших.

— Я занималась в клубе буквально со дня его открытия, пришла, когда училась в восьмом классе, — рассказывает пресс-секретарь Министерства транспорта Нина Михед. – Закончила школу и… ходила на занятия к Моделю еще год. А потом поступила на факультет журналистики, на заочное отделение, и уже получила степень бакалавра. Откуда возникло такое желание – связать свою жизнь с творческой профессией? Как ни смешно прозвучит, но предпосылок к этому не было, скорее даже наоборот. По языку у меня была троечка с натяжкой, букву «р» я не выговаривала, но… мне очень хотелось перебороть себя, научиться писать, стать журналистом. Это, если хотите, уже было делом характера. Над своей первой заметкой про кота, как сейчас помню, я работала три месяца, не менее пятнадцати вариантов сделала. И поняла, что в основе любого дела — только два процента таланта, остальное трудолюбие. И, конечно же, мечта моя не состоялась бы без Фридриха Михайловича, который помог поверить в себя. А это, как я сейчас понимаю, очень важно.

Не все молодые люди (в студию обычно записываются старшеклассники) остаются в «Стремлении» надолго, бывает, посетят несколько занятий и уходят… по-английски. «Обидно ли мне? Нисколько, учитывая, что некоторые возвращаются. Всегда так было: одному по душе Блок, другому – футбол. Да и согласитесь, считаное количество ребят сможет, скажем, десять раз переписать текст и не отчаяться, не обидеться, понять, что только так можно чему-то научиться», — объясняет Фридрих Михайлович. И получается, что в ежегодный сборник, выпускаемый клубом достаточно большим тиражом, входят работы только самых целеустремленных, настойчивых, терпеливых, то есть обладающих теми качествами, которые необходимы журналисту, литератору.

Вот и приходится ученикам Фридриха Михайловича вместе с любимым педагогом буквально днями (благо уютная клубная обстановка располагает) сидеть за текстами, исправлять их, оттачивать, искать нужное слово… Для того, чтобы до идеала довести зарисовку на, казалось бы, банальную и от этого в тысячу раз более трудную для оригинального осмысления тему «Осень». Для того, чтобы не просто написать, а… нарисовать, удивить. Поэтому произведения участников «Стремления» все чаще появляются в детско-юношеских изданиях, например, «Ранiцы». В скором времени, к слову, подопечные Фридриха Михайловича намерены наверстать упущенное и выпустить в родной школе свою газету.

— На самом деле, главное – заинтересовать детей, сделать все возможное, чтобы завоевать их любовь, уважение, доверие, — подытоживает Фридрих Михайлович. – Я уверен: если ученик уходит с урока, не в последнюю очередь в этом виноват учитель. К сожалению, не каждый педагог находит в себе силы и желание рассмотреть ребенка, изучить его мир. А мы в клубе к этому стремимся. Название, как говорится, обязывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter