Про соломенные шляпки из сэконд–хэнда

Книжный навигатор

Сяргей Календа. Iржавы пакой з белымi шпалерамi. Мiнск, 2011.


Конечно, соблазнительно сравнивать рассказы молодого белорусского прозаика Сергея Календы с «новым реализмом» русской литературы... Здесь тоже зачастую — простые и мрачные истории о маргиналах. Но все же сам писатель любит прозу Дюрренматта, Кафки, Маркеса, Керуака, к тому же говорит о своей «игре в реализм и абсурд жизни». Автору не всегда удается наделить рассказ выходами в другие пространства, иногда все замыкается в теме «чернухи», а это мы уже проходили, но все же прорывы случаются. Тем более автор действительно не боится ни скользких тем, ни опасных проблем. В книге — две части. Сборник рассказов «Волкi хлеб» с одним главным героем, алкоголиком Гераней, на примере судьбы которого исследуется «поколение чупа–чупсов», и литературный проект «Апранутыя апавяданнi». Завязкой каждого рассказа является судьба одежды... В общем, сэконд–хэнда, который путешествует по людям и странам. Здесь мы встречаемся не только с обитателями дна жизни, но и с волонтерами, с теми, кто посвящает себя помощи другим людям. В последнем «подцикле» — «Калядныя скрынкi» — рассказывается о шести ящиках гуманитарной помощи, которые присланы в детский дом, и о судьбе каждого ребенка, который получил что–то из рождественского ящика. Звучит почти как нон–фикшн. Сергей Календа не раз заявлял, что проза должна быть космополитична — действие его рассказов действительно происходит не только в Беларуси, да и написаны они, собственно говоря, в Веймаре. Но это не отменяет принадлежности книги к современной молодежной белорусской прозе.


Эжен Лабиш. Соломенная шляпка и другие водевили. Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2011.


Не могла не поддаться обаянию всего того, что ассоциировалось у меня с этой книгой, — решила перечитать и поделиться впечатлениями. Классический французский водевиль, легкость, блеск, остроумие. Франция Ренуара, Сезанна и Дега, легкомысленные дамы в соломенных шляпках, месье в канотье и ловко сидящих сюртуках, симпатичные служанки в кружевных наколках и отцы семейства, в упор не видящие плетущихся вокруг них интриг. Конечно, нельзя ждать от водевиля психологической глубины и драматизма Шекспира и Чехова. Но все же есть в этих пьесах неповторимое очарование, особенно ощутимое на фоне сегодняшних комедий с юмором ниже пояса. Этакая изящная антикварная вещица в сравнении с ширпотребовской штамповкой. В сборник вошли известные пьесы: «Путешествие мсье Перришона», «Милейший Селимар», «Копилка» и, конечно, всем известная по экранизации с Андреем Мироновым в главной роли «Соломенная шляпка». Правда, не будет здесь песенки «Лизетта, Мюзетта...» и так далее... Но, возможно, познакомившись с книгой, вы оцените этот легкий жанр по–новому.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», г. Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter