Без сомнения, для многих из нас учитель — тот человек, уважение к которому мы проносим через всю жизнь. Ведь именно они делились с нами знаниями, поддерживали и направляли, если что-то не получалось, наравне с родителями помогли сделать первый шаг во взрослую жизнь. Самой главной наградой для всех педагогов являются успехи их учеников. Не исключение — учитель биологии 18-й гимназии города Минска имени И. С. Миренкова Наталья Городович: ее достижения отмечены не только школьниками и их родителями, но и Министерством образования. На днях из рук министра она получила нагрудный знак «Отличник образования». Как признается сама героиня, такая оценка ее работы дорогого стоит. В преддверии профессионального праздника корреспондент «Р» посетила урок биологии в гимназии и узнала, как работает и чем живет педагог.
Учитель биологии Наталья Городович со своими учениками.Начать с малого
В кабинете биологии, где мы застали Наталью Городович, за 5 минут до начала урока оживленно. Дети старательно повторяют домашнее задание перед проверочной работой, а сама педагог проверяет тетради. Звонок. Листочки с вопросами на столах. И пока ребята трудятся, вспоминая все выученное, у нас есть время пообщаться с учителем.— В педагогику я пришла в 15 лет. После окончания 9 классов поступила в Лидский педагогический колледж, потом продолжила обучение в Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина и вот уже 25 лет преподаю, — рассказывает Наталья Ивановна. — Начинала учителем начальных классов в деревенской школе Ивьевского района. Там и научилась применять все знания, полученные в колледже, на практике. Прямо в кровь впиталось, как надо вести урок, как правильно задавать вопросы, как взаимодействовать с учениками.
Отвечая на вопрос о том, хотелось ли ей быть школьным учителем с детства, героиня признается, что всегда мечтала о профессии зубного врача. Но в то время поступить на эту специальность было гораздо сложнее, да и не каждый родитель сможет отпустить 15-летнего ребенка далеко на учебу. Мама рассудила так: Лида рядом, хорошее транспортное сообщение. Да и родственники в этом городе — в случае чего будет кому присмотреть.
— Не жалею, что с медициной у меня не сложилось. Но можно сказать, что и я все-таки внесла свой вклад в ее развитие: подготовила учеников, которые поступили, отучились и сейчас лечат людей.
Меня саму всегда интересовала биология. Потому что это предмет, близкий к жизни. Наука, которая объясняет то, что нас окружает.И с детства я это видела. Мои родители трудились ветврачами, и мне всегда нравилось играть с животными, читать энциклопедии о растениях, дома даже были книги по паразитологии. Думаю, это и повлияло на мой выбор, — говорит Наталья Городович.
Учитель продолжается в своем ученике
За все время в профессии педагог подготовила немало стобалльников, учеников, ставших победителями предметных олимпиад не только на республиканском, но и на международном уровне.— Дети, показавшие достойный результат на республике, получают шанс представлять нашу страну за границей на международной олимпиаде. За мою практику довелось подготовить двух таких учеников. Это были брат и сестра Даниэль и Диана Трухан. Сначала старший брат привез серебряную медаль из Венгрии, а через пару лет и Диана завоевала бронзу на олимпиаде, проходившей в Бухаре, — вспоминает Наталья Ивановна. — Не менее значимы для меня и достижения учеников на уровне нашей страны. Например, уже второй год подряд мои дети становятся победителями универсиады Гродненского медицинского университета. Когда предлагаю кому-то из учащихся попробовать свои силы в таких конкурсах, то объясняю, что это в первую очередь хорошая возможность для развития. Ребенок может посмотреть задания, прочувствовать дух соревнования.
При подготовке детей к олимпиадам Наталья Городович активно использует в своей практике технические средства. Даже создала специальный Telegram-канал для учеников, на котором размещает полезную информацию.
— Главное, чему я учу детей во время подготовки, — это быстро и внимательно читать, учиться находить ловушки в заданиях, развивать логику и эффективные методики запоминания. Это не так уж и легко — выучить весь пласт информации, в биологии он огромный, — делится она.
Не только практика, но и теория
Имея достаточный педагогический опыт, сегодня Наталья Городович не только учит детей в гимназии, но и занимается редактированием дидактических пособий для учителей и учащихся, по которым они выполняют самостоятельные работы.— На курсовой подготовке для слушателей, которую организовывала академия образования, я постоянно активничала, предлагала свои идеи, и в какой-то момент в них увидели потенциал, стали их развивать, а потом и вовсе нашли практическое применение. Мне предложили поработать над несколькими книгами, и вот уже более 10 лет я продолжаю этим заниматься, — сообщает педагог.
Под редактированием Натальи Ивановны вышла серия сборников для школьников 5—10-х классов, тетрадь для учащегося, она стала автором календарно-тематического планирования для учителей по биологии 10—11-х классов. Сейчас трудится над сборником самостоятельных работ для 11-классников. Но даже после этого ее работа не будет завершена, ведь учебники постоянно обновляются.
— Чтобы разработать один сборник, нужно минимум полгода, — подчеркивает учитель. — В основном занимаюсь этой работой по ночам. В такие моменты сплю максимум по 6, а то и по 4 часа, чтобы сделать все запланированное. Но я не жалуюсь. Мне нравится такая активность для мозга, работа над тематическими пособиями помогает актуализировать свои знания.
О школе, школьниках и свободном времени
О своей работе в школе Наталья Городович отзывается с большой теплотой. Один из основных плюсов видит в том, что благодаря постоянному общению она всегда чувствует себя молодой.
Наталья Городович удостоена высокой награды — нагрудного знака «Отличник образования».
После вопроса о том, отличается ли это поколение школьников от предыдущего, педагог задумывается, а потом уверенно отвечает:
— Я так не думаю. Единственное отличие — это наличие свободного доступа к информации. Но иногда это может ввести их в заблуждение. Дети думают, что достаточно один раз посмотреть — и все сразу запомнится. Но это не так. Могу сказать, что ребята стали другими, когда их лишили возможности пользоваться телефонами в школе. Теперь они снова на переменах общаются между собой, играют, бегают по коридорам.
За стенами школы Наталья Ивановна — поддерживающая жена и любящая мать. Дочка, видя перед собой пример мамы, тоже решила стать учителем, правда, иностранных языков. Сейчас учится на третьем курсе лингвогуманитарного колледжа. Муж тоже часто помогает своим девочкам в подготовке уроков по вечерам.
— Очень удобно, когда у вас одна профессия на двоих. У дочки уже была практика в школе, и я использовала ее планы уроков для классного часа. Очень экономит время, — улыбается наставник. — Муж тоже помогает. Может вырезать какой-то материал, если надо. Он в курсе всего происходящего в школе, потому что я часто несу работу домой, хотя это и не совсем правильно. Но для меня учитель — это круглосуточная профессия.
В свободное время Наталья Городович много читает, увлекается готовкой и выращиванием растений. Цветы, которые украшают порог школы, она вырастила самостоятельно. Удивительно: на дворе октябрь, а все они до сих пор цветут!
Урок почти окончен, класс понемногу пустеет. В завершение беседы спрашиваем мнение учителя, есть ли какое-то главное правило жизни, которому детей должны научить в школе.
— Как по мне,
главное, что нам нужно донести до детей, — это правильно выбрать дело себе по душе, не обращая внимания на сторонние факторы.
К сожалению, часто бывает, что ребята рвутся поступить на какие-то топовые специальности, но разочаровываются. Считаю, что нужно до конца быть верным своему выбору. Ведь если ты занимаешься любимым делом, то и счастье обязательно будет, — резюмирует наша героиня.
kurdo@sb.by