Проект Владимира Степана “Моя коллекция”: «Воспоминание» Израиля Басова

Признание в любви

В 1968 году Израиль Басов (1918—1994) написал картину “Воспоминание”. Она довольно сильно отличалась от всего, что тогда показывали художники на республиканских выставках. Не было в ней показной радости и восторга, как и не было воспевания достижений социализма.

Фото представлено НХМ Беларуси

А была в этом холсте странная всеобъемлющая, непередаваемая тоска. Эта картина похожа на старинную народную песню. Тягучую, высокую, горестную и грустную. Можешь не знать слов, не улавливать смысл, но настроение почувствуешь сразу.

Только у очень хороших художников, у настоящих, пейзаж превращается в картину, рассказывающую больше, чем изображено на холсте.

Для нашего искусства Израиль Басов — фигура необычная, уникальная, ни на кого не похожая.

Он сам по себе. Один, как дерево в поле, как луна в небе, как камешек в ботинке...

Когда он учился в художественном училище, его хотели отчислить с последнего курса за космополитизм, а это, между прочим, был 1950 год. Так вот, на общем собрании училища студенты горячо выступили в его защиту. Удивительно, но молодого и талантливого художника отстояли. Его восстановили в списках, позволив получить диплом. Этот факт говорит о многом...

Потом было немало всего разного, однако художник, картины которого долгие годы отказывались принимать на выставки и показывать зрителям, не сломался, а продолжал работать. Ясное дело — переживал, нервничал, но от своего видения и понимания предназначения не отказался.

В первый раз, когда я увидел картину “Воспоминание”, у меня перехватило дыхание — так она меня поразила!

Я представил себе чем-то испуганную, сорвавшуюся с дерева большую темную птицу, беззвучно летящую сквозь холодные сумерки. Крыши, засыпанные снегом, черное изломанное дерево и огромное небо.

Холст почти монохромный — сумерки. Дома, дерево, земля и небо. Вот и все, что написал художник, назвав удивительный холст “Воспоминание”. Может, он детство свое вспомнил, окраину древнего летописного Мстиславля, родной дом, школу... А может, родителей, войну, эвакуацию...

Хорошую картину тяжело пересказывать, почти невозможно.

В ней всегда вмещается больше, чем изображено. Истолковать такую картину очень сложно, но я попытаюсь. Мне думается, что это полотно — признание художника в любви к своей земле. Даже если эта любовь и безответная. Ведь не требует птица от леса, поля и неба взаимности.

Не просит, чтобы ее любили. Она поет, свистит, кричит, потому что так велено ей Создателем. Поет, не ожидая никакой благодарности. Так и Израиль Басов всегда и упорно делал только то, для чего был рожден.

Уже на излете жизни пришло к мастеру признание: персональные выставки на родине и за ее пределами, восторг и почитание зрителей, каталоги, статьи. И, может быть, самое главное — молодые художники увидели в его непростой жизни пример для подражания. Для многих он стал учителем.

“Воспоминание” — одна из лучших картин в коллекции нашего музея.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter