Признание Анджея, или Кофе по-барановичски

На визитной карточке моего гида, технолога Барановичского комбината пищевых продуктов Анджея Заёнца красуется живописная чашка с дымящимся кофе. Этот рисунок стал символом его жизни. Анджей работает в цехе растворимого кофе и кофейных напитков и знает о них все или почти все. Мы долго знакомились с производством, которое Заёнц как ведущий специалист обслуживает, и я не раз приятно поражался энциклопедическим знаниям моего спутника, неиссякаемой любви к делу, которым он занимается.
— Сам я поляк по национальности и являюсь патриотом своей страны, — с легким акцентом говоря по-русски, откровенничал со мной Анджей, когда мы после экскурсии по цеху присели в дегустационной комнате. – Но сравниваю польскую «Инку» с барановичским растворимым кофейным напитком и постоянно убеждаюсь, что последний намного лучше. И российские производители растворимых кофейных напитков нашему комбинату уступают. Вот смотрите: кладу ложечку растворимого напитка российского производства в чашку, заливаю его кипятком. При температуре воды не менее 95оС, как в нашем случае, кофейный напиток согласно требованиям государственного стандарта должен растворяться за 30 секунд. А что видим? Порошок всплыл и полностью так и не растворился… Заёнц предлагает мне проверить качество, вкусовые достоинства барановичских растворимого кофе и растворимых кофейных напитков. Беру чайной ложкой коричневый порошок из одной, второй, третьей банки, кладу в отдельные чашки, заливаю этой же горячей водой, которую до меня использовал Анджей. Результат поразительный: содержимое всех трех чашек моментально растворилось, никаких крупиц нерастворимого порошка не осталось. Начинаю дегустировать кофейные напитки. По цвету порошок, имеющий в каждом случае свое название, почти не отличается. А вкус содержимого каждой чашки разный. В тот день я попробовал немало напитков, в том числе и растворимый кофе, изготовленных на Барановичском комбинате пищевых продуктов. Понравился мне вкус многих из них. Но особо выделю кофейный растворимый напиток «Тонус» (в него входят в качестве компонентов ячмень, рожь и эхинацея пурпурная). Пригубил «Золотую осень» — и ощутил приятную кислинку. Оказывается, потому, что, наряду с теми же традиционными белорусскими сельхозкультурами – ячменем и рожью, здесь используется и концентрированный яблочный сок собственного производства. Заведующий производственно-технологической лабораторией Василий Васильев предложил отведать новинку, в состав которой в равных пропорциях входят растворимый цикорий (это травянистое растение, корни которого используются как лекарственное средство) и растворимый кофе. Этот лабораторный образец, еще не получивший официального названия и пока не поступивший в торговую сеть, больше всего поразил меня своим удивительным вкусом. Как только появится в продаже, обязательно постараюсь приобрести эту новинку и попотчевать своих друзей-приятелей. Ожидаю, что и они будут приятно удивлены. — А вы знаете, — подключается к разговору Василий Васильев, — нашу продукцию используют в своих кофейных напитках некоторые российские производители. И при этом они «стесняются» признаваться в таком заимствовании при изготовлении этикеток… Тем самым они не хотят официально признавать тот факт, что наша периферия порой утирает нос признанным кофейным странам. Но думается, что раньше или позже это все-таки произойдет. Такое убеждение вынес из командировки в Барановичи и автор этой публикации. Местный комбинат пищевых продуктов стал заниматься кофейными и околокофейными проблемами очень серьезно. Здесь добились, чтобы новинка с сахаром и молоком давала особый шоколадный привкус. Такие кофейные напитки, как «Успех», «Свитязь», «Барановичский», очень вкусные при добавлении молока. Многие родители вполне оправданно дают их детям. Считайте, что дети потребляют тот же хлеб: составляющие кофейных напитков в основном из ячменя и ржи. Без негативных для себя последствий пьют барановичскую продукцию и больные люди, испытывающие сердечные и другие проблемы. Кстати, о больных. В числе их оказался как-то один из работников барановичского комбината. Когда он решил угостить соседей по палате продукцией своего предприятия, все поначалу отказывались. Пришлось угощать их чуть ли не насильно. А когда больные по-настоящему распробовали предложенный растворимый кофейный напиток, сами начали его искать. До этого же злую шутку над местным напитком сыграл обслуживающий персонал больницы: сэкономив на порошке, божественный напиток превратили, извините, в бурду. И тем самым отбили у пациентов охоту к нему. Нечто подобное наблюдается и в целом на рынке кофе. По некоторым оценкам, всего десятая часть содержимого различных банок растворимого кофе соответствует тому, что заявлено на этикетке. Во всех остальных случаях покупатели имеют дело с суррогатами. Под видом разрекламированного телевидением кофе они поступают и в Беларусь. Та же производственно-технологическая лаборатория, которой заведует Василий Васильев, изучила образцы продукции, поступающей на наш рынок из соседней России. Во многих случаях они натуральным кофе, как говорится, и не пахли. Вместо кофе зачастую использовалось самое различное растительное сырье. В Барановичах же изготавливают продукцию на собственном оборудовании для выпуска растворимых кофейных напитков из сырья, которое произрастает на нашей земле, а для растворимого кофе – из сырья, поступающего из экзотических стран (Вьетнама, Индонезии, Кот-Д`ивуара, Камеруна и др.). Продукция эта получается, по мнению специалистов, очень добротной. По большому счету, кофе далеко не безделушка или атрибут постоянно возникающей прихоти. Нелишне будет напомнить, что в мире это второй после нефти экономически значимый стратегический товар. Есть страны, бюджет которых почти полностью формируется из доходов от экспорта кофе. А культ этого напитка, любимого миллионами людей, проявляется в самых различных формах, в том числе и путем проведения Дня кофе, который уже отмечается в других странах. Думается, международная организация кофе, созданная под эгидой ООН и занимающаяся вопросами, возникающими у стран — производителей и потребителей кофе, могла бы стать спонсором такого праздника в нашей стране. Свой вклад в его организацию и проведение, безусловно, внесет и Барановичский комбинат пищевых продуктов. Продукцией этого предприятия недавно заинтересовался, кстати, Мятей Межвиньский – владелец польской фирмы и совладелец американской. В настоящее время идут переговоры об условиях поставки растворимого кофе барановичским комбинатом этому предпринимателю. Речь идет о контракте на производство этого напитка в объеме 500 тонн в год. Производить же предприятие может вдвое больше. Резервы есть, а потому начались предварительные переговоры и с московской финансовой группой, заинтересовавшейся барановичским кофе и намеревающейся поставить местному комбинату на приемлемых условиях оборудование для производства сублимированного кофе. Оно обеспечивает выпуск продукции такого качества, как, например, «Nescafe Gold». Приезжали в Барановичи генеральный директор концерна, в который входит германская фирма «Хайнен», и ее исполнительный директор. Вместе с руководством комбината пищевых продуктов они обсуждали пути совершенствования имеющегося на предприятии оборудования с целью создания гранулята кофе и кофейных напитков. Коллектив барановичского комбината не успокаивается на достигнутом, он ищет и творит. Думается, это является предвестником того, что в ближайшее время мы услышим о его новых достижениях, высококачественных новинках, отвечающих самому взыскательному вкусу. Но если другие потребители в подобной ситуации поддерживают своего отечественного производителя, предпочитая его продукцию заморской, то наши покупатели предпочитают бразильский кофе. Конечно, запретить это никто не вправе. Но, честное слово, обидно за державу и ее добросовестного производителя. Давайте сообща хотя бы с недельку будем пить растворимый кофе и растворимые напитки, которые изготавливает Барановичский комбинат пищевых продуктов, а затем поделимся с редакцией, что из этого получилось. Договорились?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter