Прийти, чтобы остаться

Времена, когда даже в столичных школах новый год приходилось начинать с «несверстанным» штатным расписанием, аврально заполняемым студентами-пятикурсниками, еще не стерлись из памяти заведующих отделами образования. Сегодня картина иная: многим учителям, особенно начальных классов, приходится либо ждать вакансий, либо менять специализацию. Конечно, отчасти разрешить кадровую проблему «помогла» демографическая ситуация – не только на селе, но и в Минске закрываются школы, где остается мало учеников.
Времена, когда даже в столичных школах новый год приходилось начинать с «несверстанным» штатным расписанием, аврально заполняемым студентами-пятикурсниками, еще не стерлись из памяти заведующих отделами образования. Сегодня картина иная: многим учителям, особенно начальных классов, приходится либо ждать вакансий, либо менять специализацию. Конечно, отчасти разрешить кадровую проблему «помогла» демографическая ситуация – не только на селе, но и в Минске закрываются школы, где остается мало учеников. Не последнюю роль сыграло и улучшение материального положения работников сферы образования. Так, в целом по отрасли среднемесячная заработная плата за январь—июнь составила 379,8 тыс. рублей, или 173 доллара США (в июне – 418,8 тыс. руб., или 194,6 доллара). Средний заработок учителя в июне равнялся 498,6 тыс. руб., вузовского преподавателя – 841,4 тыс. Правда, проблема здесь кроется в том, что достигают этого среднего уровня в основном опытные учителя, имеющие достаточное количество часов, высокую квалификацию и приличный стаж работы. Молодые специалисты совсем в другой ситуации: их заработной платы с трудом хватает на повседневные нужды. Ссылки на то, что многие из них, возвращаясь по целевому распределению, живут с родителями, не совсем корректны: именно в этом возрасте молодые люди начинают обзаводиться семьями, думать о собственной крыше над головой, построить которую со средним заработком чуть больше 200 тысяч весьма и весьма проблематично… Вот почему многие, отработав положенные два года (а то и меньше), школы покидают. Уровень заработной платы становится причиной ухода, особенно в больших городах, преподавателей естественно-научных дисциплин, которые ведут, как правило, мужчины. Поэтому, с одной стороны, вакансий вроде и нет, а с другой – учителя иностранных языков, физкультуры, информатики в школе меняются с быстротой калейдоскопа, что, конечно, не лучшим образом сказывается на качестве знаний учеников. Вот и накануне нового учебного года, по данным Министерства образования, в школы направлено 6580 молодых специалистов, из них 1435 целевиков, так что проблем с комплектацией педагогическими кадрами быть не должно. Но встает более долгосрочный вопрос: кто из вновь прибывших учителей останется на местах после обязательной отработки? И хотя есть предложения об увеличении срока последней (по принципу «год – за год»), совершенно очевидно, что без экономических «пряников» удержать молодых педагогов в школах будет достаточно сложно. В Министерстве образования полагают, что решать вопрос надо как на республиканском уровне, так и на местах. Повышение оплаты труда молодых специалистов и воспитателей детских дошкольных учреждений, снижение педагогической нагрузки, уменьшение наполняемости классов –проблемы, требующие законодательного разрешения. А вот прибавки к учительским заработкам, которые, например, в течение уже нескольких лет по решению Мингорисполкома выплачиваются из бюджета столицы, иные льготы для учителей – это прерогатива местных органов власти. Сегодня, говорилось на одной из августовских пресс-конференций представителей Министерства образования, остро стоит квартирный вопрос – около 80% молодых специалистов проживают на частных квартирах, в неблагоустроенных общежитиях или с родителями. Выделение молодым учительским семьям жилья, которое строится по президентской программе возрождения села, предоставление льготных кредитов помогли бы закрепить на селе и в маленьких городках столь нужных школе специалистов. *** Показателем высокого уровня обучения в Малоритском районе стали неоднократные победы и призовые места учащихся в районных, областных и республиканских олимпиадах. Одной из основ этого успеха стала плодотворная работа преподавателей, таких, как учитель географии Ланской средней школы Вадим Павлович Шпетный. Это яркий пример того, как призвание, увлечение и профессия слились воедино, когда никакие современные технические средства обучения не заменят талант преподавателя, который может заинтересовать детей и сделать предмет увлекательным и понятным для любого школьника. Подходы и методы обучения, которые разработал Вадим Павлович, получили высокую оценку на республиканском уровне. Как результат — победа в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Хрустальный журавль-2001» и по праву завоеванное звание «Учитель года-2001». С 2002 года Вадим Павлович является стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь, членом специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время им проводится активная методическая работа, в том числе и публикация разработанных им новых методик преподавания в ряде специализированных изданий Беларуси и России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter