Что необходимо для успешного развития экономики?

Привязка к местности

Когда бизнес заинтересован в развитии страны

Внедрение в производство современных технологий и переформатирование всего промышленного алгоритма является неизбежным процессом — Беларусь сегодня движется в этом направлении. О том, почему важно создавать новые рабочие места и соединять в производственные цепочки малые и крупные предприятия, шла речь на Всебелорусском народном собрании. Что же необходимо для успешного развития экономики?


Пандемии противопоставить квалификацию

Мировой тренд: некоторого сокращения рабочих мест из-за повышения технологичности производств избежать не удастся. Однако, как считает экономист Георгий Гриц, это обстоятельство сегодня не главная угроза для государства. Гораздо более серьезную опасность представляет пандемия, которая приводит к коллапсу коммуникаций, что является, в частности, для бизнеса самым настоящим убийцей. 

Цифровизация производства, безусловно, имеет определенное отношение к рынку труда. Сегодня производительность труда в Беларуси меньше, чем у стран-конкурентов до Четвертой индустриальной революции. И с ростом технологичности встает вопрос не только о создании новых рабочих мест, но и об их высокой эффективности и производительности. Более того, на этих местах должна выпускаться продукция, которая станет конкурентоспособной и будет реализовываться с высокой добавленной стоимостью. Новые бизнес-процессы — это и новая рабочая сила, которая должна будет иметь соответствующую квалификацию. Сегодня этим критериям на предприятиях, как считает Георгий Гриц, соответствует в лучшем случае лишь около 20 % работников. Надо понимать, что переобучение не повышает занятость, а позволяет создавать качественно лучшие рабочие места, которых в количественном отношении будет меньше. 

Большое начинается с малого

Крупные реорганизованные структуры могут стать мощным источником кадров для мелкого и среднего бизнеса, считают некоторые эксперты. Но есть один интересный момент: 35 % сотрудников этого бизнеса, согласно статистическим данным, сегодня занимаются оптовой торговлей, а производством — всего 13 %. Интересен и тот факт, что 50 % крупной оптовой торговли контролируется фирмами численностью до пяти человек! Это именно тот сегмент, о бесполезности которого для государства неоднократно высказывался Президент, — благоприятная среда для развития коррупции. 

Если мы говорим о мощном продвижении своей продукции на внешних рынках, то к этому на серьезном заводе должны быть подключены не пять, а, скажем, 500 человек, уверен Георгий Гриц. Правильно это или нет — вопрос спорный, но сегодня на МТЗ вопросами реализации и продвижения тракторов занимаются около 2000 человек: маркетинг, продажи и т.д. Это очень дорогие задачи, но и предприятие дорогое, игра стоит свеч. Поэтому если хотим сохранить инновационный характер и индустриальное направление развития экономики, мы должны развивать и другой, не менее инновационный и индустриальный бизнес. Закономерный вопрос: какой?

Как определенный эталон в этом отношении традиционно рассматриваются, например, Германия, Австрия, Франция, Италия и т.д. У таких государств в общей структуре экономики малое и среднее предпринимательство занимает около 80 %. Дело в том, что эта часть бизнеса там строит производственные цепочки добавленной стоимости транснациональных корпораций. Именно такая схема, как считает Георгий Гриц, является основополагающим посылом для создания стабильной национальной экономики. Такой предприниматель не возьмет ноутбук и не уедет за границу в любой момент, так как по-хорошему «привязан» к своей стране станками, цехами и так далее. Он всегда будет заинтересован в развитии государства, потому что имеет с ним взаимовыгодную и крепкую связь. Для организации и развития такого бизнеса необходимо предоставить ему оборотные средства, площади, возможность на приемлемых условиях приобрести оборудование и технику. 

Риск — дело доходное

Одним из главных трендов пятилетки становятся регионы. Действительно, тема очень важная, так как около 25 % от их общего числа являются депрессивными: низкая зарплата, уменьшение числа трудоспособного населения и т.д. На этом фоне звучат предложения осуществить несколько сотен инвестиционных проектов в подобных районах. Например, организовать производство пеллет или завод белой жести. Но бизнес не терпит особой публичности уже только потому, что конкуренты всегда тут как тут. И еще: для того чтобы в страну приходил зарубежный капитал, сначала необходимо создавать инфраструктуру — строить дороги, коммуникации и т.п. Государство даже может предоставить иностранным компаниям и госзаказ на рыночных условиях, чтобы обеспечить успешный старт в новых начинаниях. 

Немаловажный аспект — человеческие и финансовые ресурсы. Анализ инвестпроектов показывает, что 70 % в них — иностранные вложения, 20 % — местные средства, около 1 % — местный и республиканский бюджет и остальное — кредитные ресурсы. При создании новых рабочих мест важно не только планировать их в регионах. Миллионы людей, которые зависят сегодня от экономической ситуации и промышленной политики, — это тот класс, который обеспечивает стабильность в обществе. Действительно, мы не сможем в одночасье переместить тысячи человек с одного крупного производства в другой регион с новыми предприятиями. Но нам не обойтись без переноса в определенной мере ответственности государства за создание рабочих мест на самих работников и бизнес. 

Что такое предпринимательство? Это работа в первую очередь за счет собственных ресурсов и в условиях собственных рисков. К сожалению, сегодня у нас пока прослеживается своего рода иждивенческий тренд: государство, мол, богатое, может и помочь. Да, может, но смотря в чем и как. 

Госкорпорации — национальный тренд

Сегодня возрастает роль государственных объединений, созданных не только по принципу механического слияния предприятий, но и особой управляемости, финансирования и отчетности. Чтобы полноценно заработали такие холдинги, необходимо поменять модель принятия решений и модель мотивации. Гособъединения, уверен Георгий Гриц, должны быть владельцами, условно говоря, главного конвейера и определять основную стратегию развития, а вокруг них — частные нацио­нальные предприятия малого и среднего формата. Здесь важно осознание, что настоящее и будущее наших граждан тут, в Беларуси, а не в Кремниевой долине, Польше или Литве. Поэтому необходимо продолжать предпринимать действия для перехода к новому технологическому укладу с сохранением базовых принципов социальной стабильности. 

В ТЕМУ

Премьер-министр Роман Головченко, выступая на VI Всебелорусском народном собрании, заявил: «Уверен, что все участники ВНС согласны, что допустить деиндустриализацию Беларуси непростительно. В промышленности наши достижения неоспоримы, на мировом рынке Беларусь в числе лидеров во многих сегментах. Треть (мирового. — Прим. ред.) рынка карьерной техники, пятая часть калийных удобрений — наши. Каждый десятый трактор в мире — белорусский». По его оценке, в прошедшей пятилетке серьезно подтянулся еще ряд направлений, в том числе деревообработка, фармацевтика. Следующий шаг — создать и развить как минимум пять новых высокотехнологичных отраслей и направлений: электротранспорт, биоиндустрия, фармацевтика, робототехника, производство композитных материалов.

МНЕНИЕ

Юрий Романовский, проректор по научной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Появление технопарков — пример опережающего развития регионов. На неиспользуемых площадях создаются инновационные предприятия, новые высокотехнологичные рабочие места, выпускается продукция с высокой добавленной стоимостью. Это в свою очередь открывает и новые перспективы для развития города или региона, где они расположены, дает возможность самореализации его жителям. Положительный опыт уже наработан. Сейчас завершаются строительные работы на второй очереди технопарка ГрГУ им. Янки Купалы. Под его нужды перепрофилируется бывшее здание цеха промышленного предприятия площадью более 6 тысяч квадратных метров. Здесь разместятся офисные и производственные помещения со всей необходимой для работы инновационных предприятий инфраструктурой. Есть в работе технопарка и вполне конкретный экономический эффект. В частности, суммарная прибыль резидентов научно-технологического парка университета в 2020 году возросла в 2,5 раза — до более чем 800 тысяч рублей.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter