К драматургии Славомира Мрожека обратился Новый драматический театр

Привкус парадокса

На экспериментальной сцене Нового драматического театра, уже подарившей нам ироничное высказывание режиссера Светланы Науменко «Пес Белого острова» по пьесе Алексея Дударева, прошел предпоказ спектакля «День» по пьесе польского классика театра абсурда Славомира Мрожека «Летний день». Он стал дебютом в режиссуре актера Нового Артема Пинчука, играющего еще и в искрометных музыкальных шоу театра «Территория мюзикла».

ФОТО ОКСАНЫ БАРЧЕВСКОЙ.

Мрожек не самый очевидный автор для режиссерского дебюта, пусть и в камерном пространстве. Потому бесстрашию режиссера, бесспорно, нужно отдать должное.

Главные герои с абстрактными именами Неуд (Павел Чернов) и Уд (Алексей Верещако) случайно встречаются при крайне специфических обстоятельствах: разочаровавшись в жизни, Неуд задумал попытку самоубийства. Слово за слово, возникает непринужденный житейский разговор, из которого следует, что перед нами своего рода антиподы. Неуд за что ни возьмется, все у него валится из рук, ничего не получается довести до нужного результата. Уду, наоборот, везет во всем, что бы он ни задумал, все получается. Несмотря на такие различия, оба героя считают себя несчастными. Пространная беседа постепенно перерастает в человеческую симпатию. И вот уже благополучный, излучающий самоуверенность Уд достает из кармана револьвер, чтобы тоже сыграть в опасную игру с жизнью… Но тут, разумеется, появляется эффектная Дама (Екатерина Королева), которая все метафизические разговоры о смысле бытия переводит несколько в иную плоскость одним движением ресниц. Два героя начинают по‑своему соперничать за внимание Дамы и ее общество. Даме тоже, оказывается, не чужды метафизические поиски.
Спектакль «День» стал дебютом в режиссуре известного актера Артема Пинчука.
Пьеса «Летний день» была написана Мрожеком в 1983 году по заказу Стокгольмского королевского драматического театра и там же впервые поставлена. Первая постановка в России прошла в театре‑студии «Человек» в 1992 году. С момента ее написания ни проблематика, ни стиль ничуть не устарели. Автор смело жонглирует стереотипами общественного сознания, задаваясь вопросом: что же делает человека по‑настоящему свободным в современном мире? Обладает ли он силой, чтобы противостоять непостоянству времени и «невыносимой легкости бытия»? Зловещие мотивы у Мрожека мгновенно перетекают в комедийные, комедийные — в трагические. И это непредсказуемое движение эффектно проводит зрителей по витиеватому и увлекательному лабиринту. Через мгновение не понимаешь, над чем так искренне смеялся в предыдущий момент. Становишься серьезен и внимателен, чтобы через какое‑то время снова расплыться в улыбке. Актеры чувствуют себя в этом мире легко и свободно, отдаваясь изысканной театральной фантазии целиком. Причудливый свет и сценография художника Лидии Малашенко добавляют происходящему визуальной экстравагантности. Песок — главный символом спектакля, которого поначалу не так много, но после он станет вполне полноценным героем, полновластным и пугающим. Контрапунктом к происходящему проходят пластические и хореографические миниатюры от режиссера по пластике спектакля, известного актера и хореографа Дмитрия Якубовича. Они как бы показывают, что неприкаянные души героев видят себя в своих фантазиях исключительно в победительных голливудских тонах. Пусть это и не имеет ничего общего с реальностью.

На «Дне», которому хочется пожелать долгой сценической жизни в репертуаре Нового драматического театра, даже немного взгрустнулось о том, что театр абсурда сегодня редкий гость в репертуаре белорусских коллективов. А когда‑то мимо Мрожека и Ионеско они не проходили равнодушно. Может быть, элегантный и лаконичный «День» Артема Пинчука снова вернет молодому поколению вкус к интеллектуальному озорству.

Добрый зритель в 9‑м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter